Во времена Христа скала Голгофа возвышалась над холмом Гареб. Своим основанием она утопала в земле, и только округлая вершина черепом выступала над поверхностью. С арамейского «Голгофа» так и переводится – «череп». Свое имя скала подарила довольно большому пригороду Иерусалима. К Голгофе относились и окрестные сады, разбитые на месте бывшей каменоломни, и площадь, на которой собирались зеваки, чтобы посмотреть на казни.
За холмом пряталась лощина, в которую сбрасывали кресты и тела распятых преступников. Здесь был закопан среди прочих и Крест Христов. Только через три века царица Елена обретет его чудесным образом.
В византийский период в Иерусалиме бурно шло церковное строительство. В это время холм Гареб был срыт, скала обнажена. Христиане оборудовали Голгофу лестницей, вершину украсили золотым крестом.
С течением веков Иерусалим разрастался, архитектурная оправа Голгофы становилась все более сложной. И теперь скала, что стояла за пределами города – одна из главных святынь храма Гроба Господня. Голгофа возвышается над полом на пять метров, на ее вершине – площадка, на которой обустроены два алтаря – католический и православный. Чтобы попасть сюда, нужно подняться по лестнице – она расположена рядом с камнем Помазания.
Католический престол на Голгофе – тот, что справа, создан во времена крестоносцев. По преданию, он находится на том месте, где Спасителя пригвоздили ко Кресту. Этому соответствуют и названия - Алтарь Гвоздей Святого Креста и Престол Пригвождения ко Кресту.
Левый алтарь принадлежит греческой православной церкви, его установили при византийском императоре Константине Мономахе. Он находится точно на месте Распятия. Отверстие, в которое когда-то был водружен Крест Христов, оправлено в серебро. Паломники встают на колени и благоговейно прикладываются к этому месту. Чуть поодаль на мраморном помосте Голгофы – черные круги. Они указывают, где стояли кресты, на которых распяли разбойников.
За престолом православного алтаря стоит Распятие. Его размеры в точности повторяют размеры Креста Господня. Изображения Иоанна Богослова и Богоматери рядом с Распятием украшены уникальными драгоценными окладами.
Точно под Голгофой находится придел Адама. По преданию, именно здесь погребен первый человек. За стеклом видна расщелина в скале – неестественная, против биологических слоев. Этот раскол произошел в момент, когда Господь умер на Кресте. Кровь Христова просочилась до черепа прародителя людей и смыла первородный грех. И с той минуты мрачное название скалы – «череп», название места, где происходили позорные казни, приобрело новое звучание, новый смысл, новое значение
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема