Известно, что священномученик Михаил Каргополов до принятия священнического сана сделал неплохую карьеру военного и служил офицером казачьих войск. Но давнее душевное устремление привело в духовную семинарию. Он служил священником села Петровское Красноярского края. Тридцать первого января тысяча девятьсот девятнадцатого года отца Михаила схватил отряд красноармейцев. Священника вывезли за село, вытащили из саней и раздели. Солдаты потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда красноармейцы попытались вырвать его силой. Раздались выстрелы, священник упал. Его тело бросили на дороге. Священника Михаила Каргополова похоронили у Благовещенской церкви Красноярска. К лику святых священномученик Михаил был причислен в двухтысячном году.
Вставай. Мария Чугреева
Все мы, наверное, замечали: как только кажется, что ты со всеми в мире, в душе радость и покой, Господь помогает в твоих делах и все безмятежно, тут же происходит какое-то событие, выбивающее тебя из состояния равновесия. Христиане называют это искушением.
Недавно я говорила с одним священником на данную тему и сетовала на то, что вслед за подобными «падениями» у многих возникает уныние и даже отчаяние. Как это могло случиться? Я так старалась или старался? Священник ответил просто — искушения посылаются нам для смирения. Ведь какую, казалось бы нам большую работу мы не проделывали, она все равно ничтожно мала. Ведь мы — люди, а значит — грешные, немощные. Поэтому, когда нам кажется, что мы поднялись на какую-то духовную ступеньку тут же, как в детской игре ошибаемся, и это отбрасывает нас на несколько позиций назад. Вопрос в другом: как относиться к собственным падениям? Можно спрашивать себя, как со мной это могло произойти? А можно сказать: «Да, так случилось, но я поднимусь, встану и снова сделаю шаг навстречу Богу», а Он, видя мою немощь и неспособность что-либо сделать без Его помощи, обязательно поможет, поддержит.
И тот самый батюшка привел в пример двух предавших Христа людей — апостола Петра и Иуду. Только один покаялся, и Господь принял его в свои объятья, а позже и прославил, а другой по гордыне совершил страшный грех, отказавшись от самого главного Божественного Дара жизни! Как сказал святитель Геннадий Константинопольский: «Не говори: "я много согрешил, поэтому не смею припасть к Богу"». Поэтому, не надо отчаиваться и даже мысленно впадать в иудин грех! Нужно тут же после падения вставать и идти дальше, но обязательно с рвением и желанием исправления. Мне бы очень хотелось этому научиться!
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
А ты его простил. Мария Чугреева
Как научиться прощать и просить прощения? Мне кажется, это один из самых трудных вопросов, на который мы пытаемся найти ответ. Современный мир диктует установки, которые отличаются от евангельских принципов бытия. Будь первым, независимым, самодостаточным, самостоятельным. Сколько определений, в основе которого — «сам»... Культ «самости», а по другому, гордыни. Поэтому, способность прощать и просить прощения представляется недостижимой.
На вопрос, как научиться прощать и просить прощения мне недавно ответил протоиерей Александр Ильяшенко, рассказав одну интересную историю. В монастыре между двумя монахами случилась размолвка. На следующий день один из них пошел в келью к другому, чтобы попросить прощения, но тот на порыв не среагировал и ответил некой холодной фразой. Монах обиделся и пришел к старцу, своему духовнику: «Отче, как же так, я пошел просить прощения, а он так холодно меня принял, почему?» На что старец сказал: «А ты то его простил?» Тут монах понял, в чем дело, и искренне простив брата и пожелав мира с ним, вновь устремился в келью. А тот уже открыл дверь и свои объятья.
Как важна чистота помыслов, насколько правильно перед тем, как попросить у кого-то прощения, искренне простить самому, тем самым открыть путь к примирению. А если вдуматься, скольких людей в нашей жизни мы теряем только из-за того, что в какой-то момент гордыня в нашем сердце возобладала над любовью. Мы ссоримся с близкими, расходимся с теми, кого когда-то считали другом, уходим с любимой работы просто из-за обычного недопонимания с коллегами. Так уж важно остаться в этой «самодостаточности», «самостоятельности»? И в одиночестве? А может быть, просто простить, попросить прощения и открыть дверь своей души навстречу миру и любви?
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Московский Страстной монастырь, устроенный на месте встречи Страстной иконы Божией Матери
Страстную икону Божией Матери от других отличает выразительная особенность. Над Пречистой Девой по правую и левую стороны изображены два ангела. Они держат в руках орудия Страстей Господних — то есть, предметы, связанные со страданиями Христа в момент казни. Это Крест, на котором Спаситель был распят, копьё, пронзившее Его рёбра, губка, смоченная в уксусе — её подносили к губам умирающего Иисуса. Богомладенец на Страстной иконе с трепетом взирает на символы грядущих мучений. Он обеими руками держится за руку Матери, а Она с любовью и состраданием склонилась над Сыном.
Впервые образ Богородицы с изображением орудий Страстей Христовых написал в пятнадцатом веке греческий иконописец Андреос Рицос. В России Страстной образ стал особо почитаем в семнадцатом столетии, после чудесного случая на Нижегородчине. Жительница села Палицы, расположенного в тех краях, исцелилась от беснования по молитвам Богородице перед Страстной иконой. Слава о чуде распространилась по всей Руси. Царь Михаил Романов решил, что реликвия должна храниться в главном городе государства. Он повелел перенести святыню в Москву. В августе 1641 года жители столицы торжественно встретили чудотворную икону у Тверских ворот. Спустя пять лет на этом месте построили церковь. При храме был основан Страстной девичий монастырь.
В 1778 году в обители случился пожар. Полностью сгорели несколько келий и храм, в котором хранилась чудотворная Страстная икона. Однако сам образ Божией Матери остался невредимым. Ещё одно испытание постигло Страстной монастырь во время Отечественной войны 1812 года. В сестринских корпусах разместились солдаты Наполеона. Захватчики разграбили обитель. Они препятствовали совершению православных богослужений. Но чтимую Страстную икону Богородицы монахиням удалось уберечь. Именно перед ней был отслужен первый благодарственный молебен, когда интервенты покинули Москву.
Страстной монастырь восставал из пепла после бедствий в восемнадцатом и девятнадцатом веках. В вихре революции в двадцатом столетии обитель не устояла. Безбожники устроили в её стенах сначала военный комиссариат, затем общежитие. А потом и вовсе уничтожили все постройки до единой. Сейчас лишь название Страстного бульвара напоминает о существовании монастыря.
А вот чудотворная икона Богородицы, некогда перенесённая в Москву из нижегородского села, сохранилась доныне. Помолиться перед ней можно в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Все выпуски программы Небесная Заступница