Игротека — это не просто собрание игр, но еще и особая атмосфера, позволяющая детям общаться с родителями и сверстниками. Как правильно организовать игротеку у себя дома рассказывает игровой педагог Женя Кац.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях игровой педагог, а также организатор семейных игротек Женя Кац. Здравствуйте, Женя!
Ж.Кац
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Раз есть такое слово игротека, да, вероятно, ну оно что-то обозначает. Можно ли дома устроить такую игротеку?
Ж.Кац
— Конечно, мне кажется, что приехать к нам в Москву на игротеку совсем не все могут, но устроить игротеку у себя дома, может почти каждый родитель.
С.Бакалеева
— Это собрание игр? Что такое игротека?
Ж.Кац
— Игротека – это в первую очередь, собрание играющих, а не только игр, потому что для хорошей игротеки нужно несколько человек, которые готовы играть. И хорошо бы для игротеки, чтобы были люди, настроенные именно на то, что игра – это способ вместе пообщаться, вместе приятно провести время.
С.Бакалеева
— То есть, это не обязательно специально подготовленные люди должны быть для игротеки?
Ж.Кац
— Нет, это могут быть несколько родителей, у которых дети ровесники, которые собрались, то в одном доме, то в другом доме, просто пришли в гости с целью ближайший час, или полтора вместе с детьми поиграть. Не та, что дети идите поиграйте, а мы тут пока чай попьем с тетей Машей.
С.Бакалеева
— Ну да, так обычно и бывает.
Ж.Кац
— А именно показать детям какие-то новые игры, показать им какой-то опыт. И когда у детей такой опыт есть, то на первых порах, в любых настольных играх, им нужна поддержка родителей. Но после этого, когда у вас такие встречи станут регулярными, то вот как раз через какое-то время, дети уже могут играть и сами.
С.Бакалеева
— А возможно ли это сделать, чтобы было интересно и детям и взрослым? Вряд ли взрослые будут играть в детские игры, а дети вряд ли будут играть во взрослые.
Ж.Кац
— Сейчас представление о том, какие бывают настольные игры у многих осталось таким же, какое оно было сто лет назад, а игры сами между тем, очень сильно изменились. И сейчас настольные игры могут серьезно конкурировать с компьютерными играми, и со всякими играми, которые мы знали в детстве – лото, шахматы, шашки. Мне кажется, очень многие люди считают, что когда говорят: «Пойдем поиграем с ребенком в настольную игру», - то они думают сразу, что это будет поле, на котором будут нарисованы кружочки с цифрами, будут фишки и кубик.
С.Бакалеева
— Совершенно верно и нужно ходить по кружочкам.
Ж.Кац
— И нужно ходить по полю и это, детям, может быть и интересно в 3-4 года, может быть даже в пять, а взрослым невыносимо скучно.
С.Бакалеева
— Только из любви к детям можно это выдержать.
Ж.Кац
— Поэтому взрослые, когда им говорят: «Там будут настольные игры», - они обычно морщатся и думают: «Ну вот, какая тоска». Между тем, настольных игр сейчас бывает великое множество и очень многие из них достаточно увлекательные и для взрослых тоже. Более того, бывают игры, в которые дети играют зачастую лучше взрослых.
С.Бакалеева
— И при этом одинаково интересно.
Ж.Кац
— Но при этом одинаково интересно, да. А для детей - это тоже очень ценный опыт, посмотреть, что они в чем-то могут быть, если не сильнее взрослых, то по крайней мере, на том же уровне примерно. И у взрослых то есть в чем они точно знают, они уверены, сильны и опытны, а детям умение у кого-то выигрывать, умение выстроить стратегию – это тоже очень важный опыт.
С.Бакалеева
— Можно ли в таких играх в команды объединяться?
Ж.Кац
— Да, бывают игры, в которые с удовольствием можно играть и командой. И главное, что приятно, что бывают настольные игры, в которые можно играть разновозрастной компанией и всем будет весело.
С.Бакалеева
— Ну, как это сделать, нужно ли накопить дома такую игротеку, или, скажем, объединиться с друзьями и распределить эти игры по разным домам?
Ж.Кац
— Ну, например, да, совершенно не обязательно покупать все игры, их сейчас несколько сотен разных наименований вполне интересных игр, поэтому, покупать себе так много, вряд ли кто захочет.
С.Бакалеева
— А как сориентироваться в этом большом ассортименте?
Ж.Кац
— Ну, во-первых, на сайтах больших магазинов, в которых продаются настольные игры, обычно есть обзоры. Во-вторых, большие магазины проводят большие игротеки, на которые можно сходить и попробовать какие-то игры и потом уже решить, что вам нравится, а что не нравится.
С.Бакалеева
— Это бесплатные обычно, да, мероприятия?
Ж.Кац
— Да, это бесплатные, можно почитать статьи, можно сходить к нам на семейную игротеку. Есть много разных способов, можно сходить в гости, поиграть в какую-нибудь игру и понять, что вот такую мы хотим, а такая нам скучно, а вот такую мы хотим и будем играть каждый день.
С.Бакалеева
— А нужно ли формировать, помимо того, что понравилось, ну, скажем так, на вырост такие игры? Вот сейчас дети подрастут, им понадобится логическая игра, или стратегическая, или словесная, если есть такие, языковая.
Ж.Кац
— Конечно, есть таковые тоже. Ну, мне кажется, знаете, надо выбирать игры под компанию. То есть, если вы знаете, что у вас есть компания взрослых, которая с удовольствием соберется и поиграет и вас будет человек 5-6, то есть прекрасная, скажем, взрослая совершенно игра Диксит с красивыми картинками, к которым надо придумывать ассоциации. В эту игру можно и вшестером играть, а можно и пятнадцать человек играть, просто объединиться командами по 2-3 человека и командой придумывать и названия и ассоциации.
С.Бакалеева
— А там смысл этой игры, что к этой картинке с неопределенной темой нужно придумать…
Ж.Кац
— Свою ассоциацию, не слишком простую, не слишком сложную. А потом все остальные из своих карт, которые у них на руках, тоже выбирают картинку с таким же названием, то есть, под эту же ассоциацию. И умение отгадать в этой игре ничуть не менее ценно, чем умение придумать красивое название.
С.Бакалеева
— А с какого возраста детям можно уже присоединиться?
Ж.Кац
— Мне кажется, лет с восьми дети играют в нее с удовольствием, ну дети разные опять же, но в восемь лет многие уже хорошо играют.
С.Бакалеева
— А еще какие-нибудь игры расскажите из таких, из популярных.
Ж.Кац
— Из самых простых и при этом очень симпатичных мне игр, есть игра Добль в круглой такой коробочке.
С.Бакалеева
— Коробочка эта очень ценная.
Ж.Кац
— Да ,очень удобная, компактная, ее легко взять с собой в любую поездку и в этой коробочке лежат круглые карточки. На каждой карточке нарисовано восемь маленьких картиночек и задача игроков очень простая – надо искать на двух карточках, какая картинка совпала.
С.Бакалеева
— А на каждой паре есть совпадение обязательно?
Ж.Кац
— Да, эти карточки так хитро устроены, с математической точки зрения это очень красиво, что на каждых двух карточках есть только одна совпадающая картинка и она всегда есть, одна и только одна.
С.Бакалеева
— Но она не всегда бросается в глаза, не очевидна.
Ж.Кац
— Совершенно не всегда бросается в глаза, потому что она может быть по-другому повернута, она может быть чуть-чуть другого размера и надо увидеть, что совпадает и назвать словами, скажем, тут лягушка и там лягушка, здесь птичка и там птичка. И тот, кто назвал, забирает верхнюю карточку себе. И теперь, все игроки смотрят на новую карточку. Правила можно объяснить буквально за две минуты.
С.Бакалеева
— Да, это тоже очень важно, что можно присоединить любых новых игроков.
Ж.Кац
— Да, можно играть с пятилеткой, можно играть с восьмилетками и эта игра неизменно вызывает интерес у детей.
С.Бакалеева
— Ну и у взрослых, я знаю взрослую компанию, которые в азарте сломали стол, играя в эту игру.
Ж.Кац
— Другая игра, скорее более детская, но тоже у нас взрослые как-то раз взяли ее и играли с большим удовольствием – это игра «Кошки-мышки». Там есть такая мисочка, на которой нарисована кошка и игрок, который будет играть кошкой, держит ее в руках. И еще есть шесть мышек разноцветных и у мышек длинные хвостики. Каждый из детей берет мышку за хвостик и кладет саму мышку в центр стола на коврик. После этого, водящий кидает кубик и если выпал красный цвет, то он своей мисочкой-кошкой, пытается накрыть красную мышку. Игрок, у которого в руках красный хвостик, должен ее отдернуть, а остальные не должны убегать, потому что не их ловят. И для многих детей эта игра совсем не такая простая, вот эта ассоциация, что раз выпал красный, а у меня именно красная, то как раз именно мне и надо отдергивать, казалось бы…
С.Бакалеева
— Определенная мыслительная должна деятельность произойти.
Ж.Кац
— Это должно от мыслительной деятельности перейти к действию – это то, что у многих детей, даже в пять-шесть лет, вызывает большие сложности, у них это время очень большое. То есть, игрок, который кошка, ему тоже надо сообразить – ага, выпал красный, значит ловить надо не кого-нибудь, а именно эту мышку. Но если он быстрее сообразит, то он поймает и тогда они меняются, тот, кто прозевал – становится кошкой, а тот забирает его мышку.
С.Бакалеева
— Вы сравнивали новые эти настольные игры с компьютерными, можно ли детям, которые сейчас, ну, как известно, быстро увлекаются компьютером, предложить в качестве альтернативы такие игры?
Ж.Кац
— Да, мне кажется, что очень многие дети предпочитают играть в настольные игры с большой приятной компанией, потому что с компьютером ты играешь один на один, а в настольные игры можно играть всем вместе. И настольные игры гораздо больше учат ребенка именно взаимодействию, именно тому, как ты можешь вместе с кем-то что-то делать, или смотреть, как ты сам проигрываешь, или выигрываешь.
С.Бакалеева
— Это тоже ведь целое искусство.
Ж.Кац
— Это целое взаимодействие, для многих детей очень сложно проигрывать и настольные игры учат проигрывать гораздо мягче и гораздо более для детей это полезно получается, чем в компьютерных играх.
С.Бакалеева
— Как помочь родителям тому ребенку, который тяжело проигрывает, болезненно проигрывает?
Ж.Кац
— Ну, тут есть много способов, но в первую очередь надо понять, что до определенного возраста для ребенка это действительно очень большая проблема и ребенку действительно очень тяжело смириться с проигрышем. Но очень для многих детей хорошо работает, если мы договариваемся до игры – мы будем играть только, если это игра для радости, если всем весело – то мы играем. Если ты собираешься плакать, когда проиграешь, давай лучше тогда заранее скажи, все, стоп игра, игру убираем, никто не проиграл и игру убрали. Договориться про какой-то знак, что все, теперь мне уже кажется, что я проигрываю, поэтому, давай прекратим игру. Когда договорились заранее, то очень у многих детей это уже снимает половину тревожности.
С.Бакалеева
— Они действительно этот знак подают, или они просто проигрывают и легче переносят?
Ж.Кац
— Да, и проигрывают, и спокойнее к этому относятся, или действительно подают этот знак – разные дети по-разному, но, по крайней мере, они уже не швыряют фишки и карточки и не вопят, что все злые, плохие, их обидели, а готовы как-то к этому проигрышу более по-взрослому отнестись. Причем с тем же самым ребенком забудешь договориться и вот опять как обычно вопли, крики.
С.Бакалеева
— То есть, пугает больше всего эта непредсказуемость ребенка, видимо, что он не ожидал, что проиграет.
Ж.Кац
— Непредсказуемость, да, не ожидал, а когда проговорили, что такая ситуация тоже может быть – ту готов к этому? Готов. Кроме того бывает полезно играть во всякие быстрые игры на везение, когда родитель тоже часто проигрывает и показывает ребенку, что он на эту тему не так переживает, или наоборот, проговаривает – ну вот видишь, я проиграл, я конечно расстроился, но ведь мы же можем еще раз сыграть, может быть в другой раз мне повезет больше.
С.Бакалеева
— А поддаваться стоит?
Ж.Кац
— Я стараюсь не поддаваться, но я могу предложить ребенку фору, то есть, я скорее поставлю нас в более, или менее равные условия. Если мы играем в Блокус, то я дам ему начать и поставить две фигурки, а не одну.
С.Бакалеева
— А Блокус – это кирпичики?
Ж.Кац
— Блокус – это такая геометрическая игра, там фигурки, похожие на фигурки от Тетриса, только пластиковые, которые надо по особым правилам выставлять на квадратной доске.
С.Бакалеева
— Это объемная игра, да?
Ж.Кац
— Нет, плоская. И кто больше своих фигурок выставил по правилам, тот и выиграл. И если мы даем ребенку фору, значит, что он просто успел выставить в начале больше и если нам хватит мастерства его после этого обыграть – очень хорошо, мы играли вполне на равных, и нам было интересно, и ребенку было интересно. Потому что играть в то, в чем ты заведомо проиграешь тоже не интересно, это и взрослому не интересно играть с противником, который намного сильнее, значит надо просто уровнять шансы.
С.Бакалеева
— Если маленькие дети, скорее всего с охотой сядут играть в любую новую игру, потому что с родителями всегда здорово, мне кажется, вместе провести время, то подростки ко всему новому относятся критически. Вот, можно ли подростков завлечь на какую-то такую игротеку домашнюю?
Ж.Кац
— Ну, мы с удовольствием играли, скажем с шестиклассниками, с семиклассниками. Но мы играли сначала во всякие такие скорее подвижные и веселые игры, а потом уже переходили к настольным. То есть, для начала, они должны почувствовать, что это комфортная обстановка, что тут не страшно. И что тут не лишняя контрольная, не проводят проверку кто чего может. Сразу увлечь их настольной игрой, если только кто-то из одноклассников уже увлечен и готов им показывать, что это здорово. А так, что пришел взрослый и сказал: все бросьте и идемте играть в настольную игру, я не уверена, что это пройдет. А если начать с того, что мы вместе посмеялись, вместе повеселились, после этого уже легче перейти и к настольным. Со взрослыми детьми, с такими подростками, мы с удовольствием играем во всякие словесные игры. Например, есть такая прекрасная словесная игра, называется «Тик, так, бум». У этой игры есть игрушечная бомба, она пластиковая, но выглядит, как настоящая и у нее снизу есть кнопка, и когда эту кнопку нажимаешь, то бомба начинает тикать и тикает каждый раз разное время, потому что в ней датчик случайных чисел. Иногда 20 секунд тикает, иногда минуту, иногда даже две минуты. Пока бомба тикает, надо передавать друг другу эту бомбу, она как эстафетная палочка и придумывать слова, в которых есть нужный слог, или нужное сочетание букв. Например, написано «га» и вот мы передаем: нога, или, гарантия, и у кого в руках бомба, тот и придумывает и произносит, а потом отдает следующему. И, многим детям бывает очень сложно думать, когда в руках тикает, вот-вот взорвется, это действительно очень раздражает. Я даже иногда специально проговариваю перед игрой, что эта бомба, она отвлекает, она мешает, но нам же в жизни часто что-то мешает думать, что-то отвлекает, а мы же можем все равно сосредоточиться. И после такой вот моральной подготовки многим становится легче, вот она тикает-тикает, а слово, которое ты только что придумал и собирался произнести, произнес игрок прямо перед тобой и все – в голове пустота, а бомба уже в руках. Очень тяжело бывает. В некотором смысле для взрослых, это такой способ почувствовать, как чувствует себя ученик, которого неожиданно вызвали посреди урока, позвали к доске, а он не знает, что отвечать.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Женя. Мы разговаривали с Женей Кац о том, что такое домашняя игротека. И вообще о том, какие игры выбрать. Оказывается игры, домашние настольные игры – это прекрасная возможность, во-первых, родителям провести время с детьми, подросткам лучше познакомиться друг с другом и найти общее время, общие интересы. Оказывается, настольные игры даже с успехом заменяют компьютерные. Всего хорошего вам, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.