Деян., 9 зач., III, 19-26.
19Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, 21Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодняшнее чтений из книги Деяний содержит в себе окончание апостольской проповеди перед народом Иерусалима, которая была произнесена после исцеления Петром хромого от рождения человека. Это исцеление во многом похоже на исцеление Христом Спасителем слепорождённого. И здесь, и там чудо исцеления происходит с тем, кто родился с явным физическим дефектом. причём и первый, и второй дожили в таком состоянии до взрослого состояния. Эти исцеления нельзя приписать естественному развитию организма, который при определённых обстоятельствах может меняться в лучшую сторону. Кроме того, оба исцеления произошли на глазах у множества людей, которые были лично знакомы с этими страдальцами. Безусловно, оба исцеления являют собой действие одной и той же силы, они показывают всемогущество Бога и вместе с этим свидетельствуют о силе, которую дал Бог верующим в него. Случай исцеления хромого — прекрасный повод для проповеди Христа Спасителя. Апостолы используют эту возможность. В своей проповеди Пётр ссылается на Моисея, а конкретно на книгу Второзаконие, там приведённая апостолом фраза звучит так: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор. 18:15). Эту фразу Пётр дополняет мыслью из книги Левит: «а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Лев. 23:29). Если обратить внимание на контекст книги Левит, то получается довольно странно, ведь там эти слова связаны не с грядущим Мессией, а с несоблюдением дня очищения. Но, конечно, это не попытка манипулировать словами Священного Писания в угоду своим целям, ведь апостол Пётр делает перефразировку и говорит о том, что из народа истребится «всякая душа, которая не послушает Пророка». Здесь апостол из книги Левит берёт лишь формулировку, но не ссылается на суть написанного в этой книге, поэтому его невозможно обвинить в какой-либо подтасовке слов Писания.
Конечно, центральное место в этой проповеди апостола Петра занимает мысль, что принадлежность к народу Божиему, к тому народу, к которому причислял и причисляет себя каждый иудей, связана не с родством и происхождением, а с отношением со Христом Спасителем. С послушанием Ему через совершенный отказ от греха. Мысль апостола Петра очень проста: Тот Великий Пророк, о Котором свидетельствует Писание, пришёл, Он известен, Он в полной мере выразил Свою волю и настало то время, в которое для принадлежности к народу Божиему, к тому народу, который пребывает с Богом сейчас и будет пребывать в вечности, необходимо быть в послушании у этого Пророка — Господа нашего Иисуса Христа. А свидетельство истинности слов апостола — только что на глазах у всех исцелённый человек, объяснить исцеление которого иначе, чем силой Божией, невозможно.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.