
Деян., 1 зач., I, 1-8.
1Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мы часто представляем себе сильного человека примерно, как тот персонаж из одного известного фильма. Помните, его спрашивают: «В чем сила, брат?» А он отвечает: «В деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше». Это лишь самый примитивный вариант ответа на подобный вопрос. Версии могут быть разные. Сила в мышцах и кулаках, в оружии, в связях, в интеллекте и хорошем образовании, в твердой, несгибаемой воле и т.д. Все это — своего рода панцирь, который помогает мне защищаться от опасностей. Обладай я в достаточной мере хотя бы одним из перечисленного, я могу обезопасить себя, победить врагов, устранить конкурентов. Христианство же говорит совершенно о другом. Ведь какое бы эффективное оружие я ни использовал, оно лишь на время блокирует ту угрозу, которая исходит от окружающих. От того, что я победил противника, он не перестал мне быть врагом. Поэтому я должен быть всегда начеку. Подвернись удобный случай, он им обязательно воспользуется. Ничего кроме страха и ненависти в таких отношениях быть не может. Поэтому настоящая сила — это способность воздействовать на души людей так, чтобы от самой угрозы не осталось и следа. Чтобы сердце моего врага, которое закрыто от меня враждой и страхом, прониклось ко мне доверием, искренностью и признательностью. А это возможно лишь в одном случае: если я сам проявил к человеку любовь, вплоть до личной жертвы ради него. Вот что было источником силы и основным двигателем апостольской проповеди. Жертвенная любовь к тем, кому они проповедовали. Действительно, перед таким оружием сложно устоять. Ведь человек устроен так, что даже у самого отпетого мерзавца есть острая потребность в материнском тепле и заботе.
Человек милующий, любящий может казаться слабым и беззащитным по сравнению с тем, кто действует агрессивно и жестко. На самом деле это далеко не так. Ведь росток, который пробивается сквозь асфальт, тоже кажется слабым. Однако в нем заключена огромная жизненная энергия. Он медленно, но уверенно делает свое дело. Он прорастет внезапно, тогда, когда все уже забудут про его существование. Так же действует и сила жертвенной любви. Медленно, но верно, она точит душу того, на кого направлена. Сталкиваясь с ней, человек может паясничать, вести себя агрессивно, принимать равнодушный вид, использовать другие защитные механизмы. Однако капля за каплей, подлинная любовь к человеку возьмет свое. Даже если мы этого не видим, она посеет в его душе такие ростки, которые обязательно дадут плод. Если не в этой жизни, так в жизни будущей.
Вот какой дар Христос дал Своим ученикам. Вот в чем причина такого беспрецедентного успеха их проповеди. Этой силой и живет Церковь до сих пор. Не как социальная организация или политический институт. А как собрание тех, кто обладает решимостью принести собственные интересы в жертву ради ближнего. По сути, это способность подражать тому, что сделал Спаситель на Голгофе. А потому сильнее и убедительнее этого свидетельство об истинности христианской веры мы не найдем. Ведь там, где Христовы страдания ради человека, всегда будут подлинное преображение мира и радость Светлой Господней Пасхи.
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О сибирских святых

Сегодня 23 июня. Собор святых Тобольской митрополии.
О сибирских святых — протоиерей Игорь Филяновский.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии. Она была учреждена в 1620 году как архиепископия, а затем была преобразована в митрополию. Тобольск стал кафедральным городом и духовным центром миссионерского просвещения Сибири. Впоследствии были образованы и другие сибирские епархии.
В самом начале своей истории Тобольская епархия имела в лике святых святого праведника-мученика Василия Мангазейского. В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю сибирскую своими трудами на благо Церкви и Отечества. Среди них митрополиты Тобольские Иоанн Максимович и Филофей, святитель-архиепископ Нектарий, священномученик епископ Тобольский Герман, священномученики-пресвитеры Николай Пятницкий и Петр Карелин и другие исповедники.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси было установлено празднование в честь Собора Сибирских Святых, Собора Святых Тобольской Митрополии, которое определено совершать 23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема