Музыкальное развитие ребёнка, на сколько оно полезно в раннем возрасте? Как привить ребёнку любовь к музыке? Об этом в программе "Материнский капитал" расскажет педагог детского центра развития "Подсолнух", Алёна Захарова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. Если вы хотите музыкально развивать своего малыша прямо с пеленок, наверняка наша программа вам будет интересна, потому что у нас в гостях педагог детского центра развития в Печатниках «Подсолнух» - Алена Захарова. Здравствуйте, Алена!
А.Захарова
— Здравствуйте
С.Бакалеева
— Я не случайно сказала, что вам будет интересна наша передача, потому что передо мной целый арсенал очень интересных музыкальных инструментов. Алена утверждает, что даже малыши могут с ними справиться, это так, Алена?
А.Захарова
— Не только могут справиться, они могут даже какие-то неожиданные способы их употребления придумать.
С.Бакалеева
— То есть, Вы на самом деле, на своих занятиях, ваши малыши, которые к вам приходят, играют на этих инструментах, или с этими инструментами, как это происходит?
А.Захарова
— На этих и с этими инструментами, потому что у них нет каких-то правил, они могут изобретать свои способы, мы им показываем только образцы, а они нас иногда просвещают, как еще можно их использовать.
С.Бакалеева
— То есть, как это происходит, в чем собственно музыкальное развитие? Какого возраста детки к вам приходят?
А.Захарова
— Ну, существует много методик, начиная с внутриутробного развития. К нам приходят детки где-то с полугода и я, в основном работаю с детками раннего возраста предшкольного, преддошкольного, даже можно сказать, от нуля до трех лет, то есть, от полугода до трех лет.
С.Бакалеева
— Ну, вот такие малыши, что же они могут сделать с такими инструментами?
А.Захарова
— Они могут очень внимательно слушать, как они звучат, они могут пытаться своими ручками попытаться воспроизвести также звучание этих инструментов.
С.Бакалеева
— Ну, давайте попробуем какой-нибудь из этих инструментов. Например, полугодовалому малышу, какой бы вы дали в руки инструмент?
А.Захарова
— Ну, самые популярные инструменты во все времена для малышей – это погремушки, есть много народных игрушек, похожие на погремушки – это шаркуночки, маракасы…
С.Бакалеева
— Это шаркунок у Вас сейчас в руке?
А.Захарова
— Да, это у меня шаркунок. Мы их используем в основном, как сенсорно-моторные тренажеры, да, то есть малыши могут, как учиться двигаться, стремясь к этим инструментам, пользуясь ими, так и развивать свой слух, например, такие погремушки самодельные, можно их…
С.Бакалеева
— Из чего можно сделать самодельную погремушку?
А.Захарова
— Очень большие возможности в том, чтобы из разных упаковок от пищевых продуктов сделать наборы различных погремушек, маракасов, в стиле шумовых цилиндров Монтессори, или шумовых шариков Вальдорской педагогики. Да, я вот тут принесла несколько Вальдорфских шариков, сейчас дотянусь до них. Это обычно парные шумовые инструменты в которых можно подобрать одинаковое звучание. Например, в Вальдорфской педагогике – это шарики – маленький и большой шарик – мама и малыш. Я вот только два принесла.
С.Бакалеева
— В первом был вероятно песок, а в этом что-то покрупнее.
А.Захарова
— Песок, манка, разные степени мелкости, да, могут быть предметы. Вы можете использовать крупы, взять, например, от Иммунеле, или от других каких-то продуктов пластиковые упаковки. В Вальдорфских мы только звучание видим похожее, а в цилиндрах Монтессори есть цветовые метки, которые помогают проверить, правильно ли вы подобрали парочку.
С.Бакалеева
— То есть, если мы взяли, например, одинаковые упаковки и мы можем наполнить их разным содержанием.
А.Захарова
— Разным. Желательно, если вы делаете это пособие, чтобы у вас были парные – это именно, как пособие, которое тренирует слух.
С.Бакалеева
— Итак, наполнитель, может быть манка…
А.Захарова
— Манка, гречка, рис.
С.Бакалеева
— Косточки, наверное.
А.Захарова
— Косточки, орешки, камушки, бусинки.
С.Бакалеева
— У всех таких бутылочек будет разное звучание?
А.Захарова
— Чем больше вариантов, тем более тонкие различия слуха может потренировать малыш. То есть, это пособие для уточнения слуха, если говорить в терминологии Монтессори педагогики. Поэтому, самые нежные звуки, как песочек и шаркуночек, еще зависят от материалов, в которые запакован наш наполнитель.
С.Бакалеева
— А шаркунок, давайте расскажем нашим слушателям.
А.Захарова
— Это плетеный из лозы инструмент, он похож на маракас.
С.Бакалеева
— Или, наверное, береста еще бывает, да?
А.Захарова
— Да, бывают из бересты плетеные, бывают вот из такой лозы шаркуночки, которые внутри тоже могут быть с орешками, или с какими-то мелкими крупами. Конечно, у разных народов это могут быть маракасы, погремушки, где-то у меня были самодельные такие штучки – ореховые скорлупки, привязанные к палочкам – это тоже мои дети делали из детских орешков обычных.
С.Бакалеева
— Скорлупа грецкого ореха, привязанная каждая на проволочку и все эти проволочки букетом собраны…
А.Захарова
— Букетиком собраны в авторучку. Ну это домашнее такое наше игровое пособие.
С.Бакалеева
— Это вполне старшие братья и сестры могут сделать подарок младшим
А.Захарова
— Конечно, или мама может новорожденному малышу сделать. А почему-то, я не знаю, возможно, это связано с какой-то энергией любви, которая наполняет эти самодельные инструменты, они часто привлекают детишек гораздо больше, чем купленные игрушки.
С.Бакалеева
— Хотя они не такие яркие.
А.Захарова
— Хотя, они вроде бы на вид достаточно непритязательные.
С.Бакалеева
— А вот это что шуршащее?
А.Захарова
— Это на ниточку нанизанные скорлупки от орехов фисташек.
С.Бакалеева
— Очень приятный звук.
А.Захарова
— Звук очень нежный получается…
С.Бакалеева
— Скорлупа от фисташек?
А.Захарова
— От фисташек, да. чтобы их легко было проткнуть, их надо размочить, а потом они высыхают и снова становятся твердыми. Так, что вам еще показать?
С.Бакалеева
— С более старшими, скажем, когда это уже бегающие малыши, что с ними можно, какое им можно предложить задание?
А.Захарова
— Ну, бегающие, или сидящие малыши, могут пытаться играть на разных шумовых инструментах. На занятиях мы используем и ксилофоны, и металлофоны, разные способы звукоизвлечения, тут важно научить малыша правильно держать молоточек, это не сразу происходит. Сначала они держат крепко кулаком, потом постепенно понимают, что более мелодичные звуки возникают, если не крепко держать молоточек, или даже двумя пальчиками его держать. Очень любят малыши наши ложки.
С.Бакалеева
— Хохломские деревянные ложки.
А.Захарова
— Да, вот, с хохломской росписью. Ну, наверное, для них это не так важно, но, конечно, красивые ложки.
С.Бакалеева
— Ложки могут быть и просто обычные деревянные некрашенные?
А.Захарова
— Да, можно нераскрашенными ложками стучать, можно стучать просто ручками по столику. Много ритмических упражнений, которые не требуют специального какого-то приобретения инструментов, или пособий. Хоть крышкой по кастрюле можно стучать.
С.Бакалеева
— А что должна делать мама? Должна ли мама как-то предложить это задание, сопровождать это какой-то песенкой?
А.Захарова
— Конечно, у мамы главное правильное настроение, если душа поет, то это может быть и песенка и пестушка, много в народной педагогике средств музыкального развития, мы играем обнимашечки, потягушечки, пестушечки, человашечки, которые могут сопровождаться разными прибаутками, пестушками и здесь кроме чисто ритмического музыкального воздействия на ребенка, конечно, очень сильное тактильное вот именно общение мамы с малышом, потому что сама по себе музыка воздействует на эмоциональную сферу, и плюс тактильное взаимодействие, связь любящих людей накладывает свой отпечаток. И работа в группе, тоже, когда малыши уже видят себе подобных, они, мне кажется, более осмысленно начинают музицировать, уже наблюдая за соседями. Некоторые дети зрители, не готовы сами сразу бросаться в экспериментирование и в какую-то активную деятельность, им очень важно посмотреть, как другие это делают.
С.Бакалеева
— То есть, это действительно важно, и по крайней мере не вредно, начать как можно раньше музыкальное развитие малыша?
А.Захарова
— Мне кажется, во всех культурах, никогда никто не задумывался – вредно это, или полезно, просто музыка была пропитана – весь быт, вся жизнь людей. Мы знаем, что в любых племенах много разных музыкальных ритуалов, и в нашем крестьянском быту во время работы часто пели, просто общаясь с малышом пели колыбельные, не повторяясь о том, что я уже сказала, какие-то сезонные работы в поле, или на подворе…
С.Бакалеева
— То есть музыка была разлита просто в жизни?
А.Захарова
— Она да, просто наполняла ее полностью, мне кажется.
С.Бакалеева
— Давайте попробуем еще какие-нибудь из ваших чудесных инструментов.
А.Захарова
— Вас, наверное, тянет на экзотику, какую хотите спросить?
С.Бакалеева
— Конечно, вот этот барабан с прозрачным дном.
А.Захарова
— Этот называется шумовой эффект океан, давайте сначала его послушаем.
С.Бакалеева
— Даже взрослых завораживает.
А.Захарова
— Неизменно завораживает малышей, самые шумные группы вдруг превращаются в тихонь и завороженно слушают этот инструмент. Его можно использовать и как тамбурин бубен, стучать по нему, да, и вот как необычное такое звучание, напоминающее нам волны, приливы, отливы океана, или моря. Ребятки, конечно, сначала начинают очень активно с ним взаимодействовать, но, вот можно их попробовать и научить плавным движениям с помощью этого инструмента.
С.Бакалеева
— То есть, такой музыкальный инструмент может даже поведение регулировать малыша?
А.Захарова
— Безусловно, то, что малыша всерьез заинтересовало и заворожило, оно способно какие-то новые ему привить свойства и качества, когда есть мотив, то появляются и возможности.
С.Бакалеева
— А какой из инструментов наоборот создает бодрое и радостное настроение?
А.Захарова
— Ой, мне кажется всегда народные наши песни веселые плясовые, когда мы с ложками что-то стучим, играем, некоторые детишки прямо начинают пританцовывать и притопывать ножками, даже, если они еще не ходят. Потом трещоточки всегда мы используем в каких-то веселых масляничных забавах, или рождественских калядках.
С.Бакалеева
— Да, что-то шутливое есть.
А.Захарова
— Вот, в продолжение бодрой темы, можно продемонстрировать звучание коробочки…
С.Бакалеева
— Это коробочка с прорезью и молоточек деревянный, которым мы ударяем по этой коробочке.
А.Захарова
— Да, у нее два тона звучания. Бывают разные тон блоки, которые тоже такой эффект нам дает. Вот это двухтоновый тон блок, а бывают три, пять, ну это уже какой вы решите приобрести.
С.Бакалеева
— Что дают малышам такие инструменты?
А.Захарова
— Ну, здесь тоже у нас чувство ритма развивается, да, на всех ударных шумовых инструментах можно разные ритмы простукивать и можно различать по высоте, даже ударные инструменты могут иметь разную высоту звучания и малыши в разных наших играх потихонечку учатся различать высоту звука, разные ритмы, разные лады, темпы, громкость звука. То есть, мы обычно используем игры, где чередуются какие-то противоположные музыкальные понятия.
С.Бакалеева
— Алена, скажите, пожалуйста, можно ли вырастить музыканта? Воспитать музыканта? Или все-таки это талант, который заложен в человеке с рождения?
А.Захарова
— Для меня этот вопрос довольно сложный, если не сказать больной, потому что я, как педагог старалась по максимуму развить, дать возможность ребенку как-то все свои способности развить более, или менее равномерно, но когда они стали музыкой заниматься, я часто сталкивалась с такой ситуацией, когда мне педагоги говорят: «Вот, у ваших детей такие способности, это большой грех, что вы их в профессиональную музыкальную карьеру не толкаете», - а я как-то очень боюсь нарушить эту свободу выбора, что ли, взять на себя такую ответственность и решить за ребенка. Я, конечно, понимаю, что наша современная жизнь демонстрирует нам такие примеры, что все люди, которые стали какими-то крупными специалистами в своей области, начали этим заниматься с трех, с четырех лет, и я понимаю, что, конечно, их родители приняли это решение за них, но я вот почему-то не готова сама как мама принять такое решение, мне кажется, что нужно просто дать ребенку разные возможности попробовать, да, и когда-то ожидать, что он осознанно сделает самостоятельный выбор. Вот, поэтому, не знаю, ответила я на ваш вопрос, или нет. Конечно, музыкальные способности есть у всех, и слух есть у всех, не у всех есть координация между слухом и голосом, или координация между слухом и телом. Да, вот самое главное, с чего мы начинаем…
С.Бакалеева
— Это можно развить?
А.Захарова
— Да, конечно, это не игра с музыкальными инструментами, а ритмизация тела. Да, это и то, что мы поем, и то, что мы играем, ходим в разных темпах, в разных ритмах, прыгаем, то есть это музыкальные игры, которые не связаны с манипулированием музыкальными инструментами, хотя они тоже очень полезные занятия, вот, а чисто сначала начинаем с самого человека, музыку рождаем внутри него.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Алена. У нас в гостях была Алена Захарова – педагог, который занимается музыкальным развитием с малышами, начиная с полугода. Она утверждает, что музыкальные способности есть у всех и заниматься можно даже с самыми маленькими. Даже самая простая погремушка может помочь вам развить музыкальные способности вашего малыша. Главное, то тепло, которое вы ему подарите, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема