Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 1-13

Те молитвы, которые мы используем в нашем вседневном обиходе, в том числе и за богослужением, имеют вполне прозрачную историю. Так или иначе, но все они были составлены людьми, если, конечно, не брать в расчёт ряд славословий. Есть лишь одна молитва, которая дана нам Самим Господом Иисусом Христом. Христиане называют ее «молитвой Господней», иное ее название — «Отче наш», по первым словам этой молитвы. В Евангелии от Матфея молитва Господня звучит два раза: в рамках Нагорной проповеди и в ответ на просьбу учеников научить их молиться. Исследователи склоняются к тому, что Спаситель произносил эту молитву не на богослужебном языке, то есть иврите, а на разговорном арамейском. Вообще, внешне «Отче наш» очень похожа на иудейские молитвы времён земной жизни Христа. Но при этом она резко контрастирует с их витиеватостью и поражает своей простотой и краткостью. Поражает она и именованием Бога Отцом. Статистика использования слова «Отец» применительно к Богу в Ветхом и Новом Заветах крайне любопытна: во всем Ветхом Завете Бог именуется Отцом 15 раз, а в Евангелиях — 174 раза, из них 17 раз в Нагорной проповеди, часть которой мы только что услышали. Отцовство Бога по отношению к людям имеет уникальный характер. Христос Спаситель говорил довольно трудные для понимания слова: «отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). Никто на земле, ни один земной отец, не может осуществлять отцовство таким образом и в той мере, в какой Бог осуществляет его по отношению ко всему человеческому роду и к каждому человеку. Отцовство Бога не имеет аналогий на человеческом уровне. При этом нигде и никогда Христос Спаситель не учил, что любовь Бога к людям или Его отцовство по отношению к ним имеют избирательный характер. В абсолютном смысле Бог является Отцом для всех людей, поскольку каждого человека Он создал и о каждом заботится: нет такого человека, который был бы изъят из этой заботы. Но подлинными детьми Бога являются те, кто уверовал в Его Единородного Сына. Отцовство Бога реализуется и актуализируется в тех людях, которые веруют в Иисуса Христа как Сына Божия и исполняют Его заповеди. Иными словами, в полной мере оно реализуется в общине учеников Иисуса. Для понимания этого факта прекрасно подходит аналогия с наследством: формально все дети одного отца имеют право на наследство, но получают его лишь те, кого он решит указать в своём завещании и получают ровно в той мере, которая там обозначена. Воля же отца чаще всего напрямую связана с тем, в какой степени дети соответствуют его ожиданиям. Да, во многом эта аналогия ущербна, но как бы то ни было, безусловное отцовство по-разному реализуется в отношении к детям. Если волю земного отца бывает непросто понять, то воля Бога выражена предельно ясно. Ее бремя легко, а иго ее — благо.