У нас в гостях были врачи, родители четырех детей супруги Владимир и Инна Новиковы.
Мы говорили с нашими гостями об их опыте построения семейного счастья, об их приходе к вере, об ощущении присутствия Бога в жизни, о том, как доверие Богу сочетается с заботой о своем здоровье и здоровье близких.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Алла Митрофанова
А.Леонтьева:
- Добрый светлый вечер! Сегодня у нас в студии Анна Леонтьева…
К.Мацан:
- … и Константин Мацан. Добрый вечер!
А.Леонтьева:
- У нас в гостях Инна и Владимир Новиковы. Владимир – кандидат медицинских наук, врач-стоматолог. Инна – врач-остеопат. Добрый вечер!
В.Новиков:
- Добрый вечер!
И.Новикова:
- Добрый вечер!
К.Мацан:
- Родители четырёх детей…
А.Леонтьева:
- … и одного – внука.
В.Новиков:
- Внучки…
К.Мацан:
- Это ключевая категория для нашей программы.
А.Леонтьева:
- Да-да-да-да-да… Ну, на самом деле, у нас в студии в первый раз – врачи! И такая, необычная, тема – мы с врачами будем разговаривать о семье, о христианстве.
Скажите, пожалуйста, – я не знаю, кто из вас хочет начать – как случилась ваша встреча… ну… простите, что так пафосно… встреча с Православием?
В.Новиков:
- Я, наверное, первый начну. Встреча с Православием на Русской земле – она предопределена. Вопрос только в том, когда и как мы встречаемся.
Моя встреча была в детстве. Я видел дедушку, который стоит перед иконами и молится. В доме дедушки на стенах были иконы, были церковные книги. Были книги, как я тогда, будучи ещё дошкольником, понимал, очень непростые. Потому, что они были написаны от руки, цветными буковками, были изъедены жучками, в дырочках, и бережно хранились.
Я ничего не понимал в этом. Но впечатление у меня осталось о том, что… вот… иконы… и святость… это так вот закладывалось.
Конечно, вокруг себя я видел храмы, некоторые из них были разрушены. Наши родители… мои родители в советское время не ходили в церковь, и у меня не было опыта семейного погружения в Православие, в веру, но внутреннее ощущение, что есть что-то… особенное, что-то значимое – оно присутствовало.
Как ни скрывай, но вылезало из разных углов – даже из кинофильмов, когда показывалось царское время, когда показывали службы, и офицеров, и сами… как бы, вот… обряды, Венчание, литература русская – конечно же, без этого невозможно… Поэтому…
К.Мацан:
- А личная встреча – вот, когда это не в культуре вокруг, и не в атмосфере, а в сердце? Ну, потому, что все жили… ну… не все жили, но многие жили в этой же стране, в этом же возрасте – Ваши ровесники – и не все пришли после этого в Церковь.
В.Новиков:
- Да…
А.Леонтьева:
- Не для всех Встреча предопределена, как Вы сказали.
В.Новиков:
- Да, да…
К.Мацан:
- Ну, встреча-то, может быть, и предопределена – с культурным полем Православия, а вот Встреча в сердце в Богом – это уже несколько другая история. Хотя, связанная, конечно же.
В.Новиков:
- Поиск – был. И это, наверное… человеческие трудности, жизни трудности – они подталкивают к поиску выхода. Когда ты понимаешь, что… в общем… надежды нет ни на что… кроме чуда! Кроме чуда… когда не к кому обратиться. То есть, знал бы, к кому обратиться… но вот, ты понимаешь, что в жизни есть то, что ты не знаешь, но ты чувствуешь.
И вот, ощущение, оно каким-то очень постепенным образом входило в душу. И я, когда уже стал взрослым – я «взрослым» называю, когда я закончил институт и стал жить отдельно, уехал в другой город – я, по своей инициативе, ходил в храм. Постоять, посмотреть, присмотреться. Никто меня за руку не вёл. У меня не было… как бы… инструктора, или наставника в этом.
А.Леонтьева:
- А бабушки на Вас не… не…
В.Новиков:
- Вот… ну… в советское время, когда я с бабушкой и с дедушкой – это был их личный пример, но не было приводов… как бы… в церковь – так вот у меня случилось.
А.Леонтьева:
- Нет, я просто спросила… знаете, когда я пришла в храм первый раз, то на меня напали бабушки – ну, что-то я не то всё делала – и я потом долго ещё, долго не ходила… вот… там злые какие-то бабушки, опасные были.
В.Новиков:
- Да, то есть, мой путь был… таким… очень постепенным, плавным: интерес и ощущение того, что я не знаю и не понимаю величия и значимости.
То, что это присутствует, было прямо убеждением. Но какое это значение имеет, я не очень понимал.
Интересовался литературой, пытался читать Библию. Но, понятно, что без объяснения – что к чему, странные имена, странные события, не связанные с переживаниями…
К.Мацан:
- Вы с Ветхого Завета начали, с начала?
В.Новиков:
- Ну, конечно! Открываешь Библию на первой странице, и там идёт перечисление, кто кого родил… да… При этом, пока ты это…
К.Мацан:
- А… всё-таки, это Евангелие от Матфея.
В.Новиков:
- Да… ну… это Евангелие, да…
К.Мацан:
- То есть… нет, в начале Ветхого Завета – там же про сотворение мира. А вот эта длинная родословная Христа – да, это Евангелие от Матфея, начало Евангения.
В.Новиков:
- Сотворение мира – оно впечатляет, конечно, да. Но, конечно, когда ты открываешь Ветхий Завет – это воспринимается сказкой. Это вот сказка…
К.Мацан:
- Там продраться надо через эти имена непонятные… царей… пророков…
В.Новиков:
- Да. Открываешь его – и там… как бы… история, но история, которая – далёкая от тебя. То есть, ты – ни в школе не изучал, никто тебе об этом не говорил, и поэтому, просто открыв книгу, ты можешь почувствовать слог, ты можешь почувствовать глубину, но вот... очень трудно, конечно, проникнуть...
Поэтому, самостоятельное стремление к изучению, оно присутствовало. И вот именно непосредственное погружение в Православие произошло уже совсем в зрелом возрасте, благодаря обучению. То есть…
А.Леонтьева:
- А что значит «благодаря обучению», Владимир?
В.Новиков:
- Это уже 2000-е годы, когда Церковь стала восстанавливаться в своей полноте, и появилось понятие… вот, даже когда просто ходишь на Литургию, там звучит слово «оглашаемые»… «оглашаемые, изыдите вон…» и так далее.
Вот, ты же не понимаешь, что… кто это… а кто такие «оглашаемые», кто это?
К.Мацан:
- Оглашенные.
В.Новиков:
- Оглашенные, да. Вопросы есть, ответов – нет. И вот именно курсы – курсы катехизации – помогли именно с пониманием погрузиться в это.
А.Леонтьева:
- Я хочу сказать, что у меня тоже есть родственники, близкие родственники-медики, и я заметила в этой среде такое явление – присутствует некоторый… ну… это не цинизм по отношению… там, вот… к человеку, к человеческому телу, просто медики проходят через очень много того, чего не проходим мы.
Мы, например, не заходим в МОРГи… там… вот это вот всё… вот, в Вашей среде присутствует такое… ну, да… может быть, немножко и циничное отношение?
В.Новиков:
- Нет, я бы сказал, что медики… конечно, цинизм – он в человеческой натуре присутствует, но, в основном, медики благоговейно относятся. Потому, что когда ты прикасаешься к Божественному творению, ты понимаешь, что… даже изучая… непонятно, как это возможно. Как возможно, чтобы это функционировало. Чтобы вот эти канальцы, капиллярчики, клеточки, митохондрии, и гормоны, и нейроны, и… и это всё… как бы, вот… настолько слитно… и в этом была жизнь – ну, знаете… как бы… это просто…
К.Мацан:
- Само это не могло бы получиться!
В.Новиков:
- … задумываясь об этом, уже прямо понимаешь, что – нет, это невозможно… склеить, это можно только Сотворить!
К.Мацан:
- Интересно… Вы сейчас рассказывали историю Вашего пути к вере, и так Аня, очень удачно задала вопрос вот про это отношение… Это такое – мужское, рациональное, на самом деле, отношение – сначала поиска, изучения Библии, курсы и такое, философское, осмысление того, что… вот… есть тело – оно… мы можем описать, как оно работает, но не можем понять, почему оно так гармонично работает – это… то есть, дальше – философия молчит. Это – путь такого, рационального, постижения.
А мне кажется, что вот у Инны должен быть путь более сердечный, как у женщины, нет? Какой-то путь и к вере, и Встрече… такой… больше от сердца?
А.Леонтьева:
- А ты, глядя на Инну уж сразу определил…
К.Мацан:
- Я предполагаю просто… я буду рад ошибиться!
И.Новикова:
- Я хочу сначала ответить, Анна, на Ваш вопрос – насчёт цинизма.
Я выросла в семье докторов, мои родители – стоматологи. И, в то же время, в те годы – 70-80-е годы – обучение было таковым у стоматологов, что они могли работать на «Скорой помощи», и, буквально, все праздники – это могло быть в Новогоднюю ночь – все выходные, всегда, в 12 часов ночи приезжает «Скорая помощь» и забирает кого-то – маму или папу. И за все годы я никогда не слышала какого-то возмущения.
То есть, вот – праздничный стол, мы сидим – дети, у нас – большая семья… дети, друзья – звонок. Приезжает «Скорая помощь» – мама или папа одеваются, спускаются, и все с большим пониманием… и нет ни возмущения, ни ропота, ни недовольства. Оказали помощь, вернулись – и снова за праздничным столом.
Поэтому, хотя мои родители не ходили тогда в церковь, и, в то же время, о цинизме речь не шла. Наоборот, всегда было какое-то такое вот… атмосфера оказания помощи, добра – это более типично для докторов. Во всяком случае, я других – не встречала. В жизни… я о таком читала, но в моей жизни это не присутствовало ни на каком возрастном этапе.
А что касается моего прихода к вере, то, если вот Владимир рассказывал о том, что он смотрел фильмы – о Царской Семье, о том, как венчались, как люди ходили в храм по Воскресеньям, и как это запало в его душу, и как он мечтал о том, что когда у него будет семья, он тоже будет ходить в храм, для меня это удивительная история.
Когда он рассказал об этом через несколько лет нашей совместной жизни, я была просто поражена. Потому, что в моей жизни совершенно не присутствовало… хотя, нет. Вот, сестра моей бабушки – они ходила в храм. Да, она всегда ходила в храм, и даже меня маленькую впервые в храм привела она. Я уже не помню почему, но вот… я помню просто это пустой храм, эти свечи, такой огромный-огромный потолок, и это было очень интересно. Правда, за этот поход пришлось моим родителям получить выговор, потому, что они были коммунистами, и в первом классе нас всегда спрашивали: «Дети, кто был в церкви?» – ну, я, конечно, подняла руку, как честный ребёнок, и сказала: «Я была». Вот. Ну, это вот такие встречи.
А когда я была уже взрослой, меня очень интересовала медицина. В широком смысле этого слова. Как можно лечить человека травами, как мы устроены, что на что влияет – меня это просто завораживало. И когда мы жили в Риге, я ходила на занятия – вёл их йог, но он говорил именно о человеке, о здоровье, о философии. Я тоже искала своё путь. Мен хотелось понять смысл жизни, глубину. И вот, я такими кругами дальними заходила.
И вот, на одной из лекций… он был очень интересный рассказчик, очень интересный, очень интересный! Он никогда не вёл конспекты, но всегда знал, на чём он остановился. И это вот длилось, длилось…
И вот, однажды он так вот, вскользь, говорит: «Между прочим, даже Христос ходил в Индию и занимался йогой». И я, как будто, в этот момент куда-то провалилась. То есть, я больше не слышала и не видела ничего.
Я помню это ощущение, потому, что, к своему стыду, я тогда думала, что это просто… ну, вот люди ищут какой-то выход для себя – и это была такая красивая история, которая каким-то образом вот так долго, долго существовала в сердцах людей. И когда…
К.Мацан:
- Красивая история… Вы имеете в виду – история про Христа?
И.Новикова:
- Да, да! То есть, я не могла себе представить…
К.Мацан:
- Он, конечно, в Индию не ходил и йогой не занимался, как мы знаем…
И.Новикова:
- Ну, конечно, Он никуда не ходил – это, конечно же, он туда не ходил…
А.Леонтьева:
- По крайней мере, таких сведений…
И.Новикова:
- Да, зачем бы Ему, вообще, это было надо… но вопрос-то не в этом. Вопрос в том, что я впервые услышала – тем более, от человека, которому я доверяла, в смысле его философских убеждений, его отношения к медицине, к людям – что Христос – был. И эта мысль меня пронзила. Я на какое-то время выпала вообще из процесса. Я обычно каждое слово слушала, а здесь – я просто выпала. И об этом потом, как-то, всё время помнила. То есть, меня эта мысль… очень держала моё внимание эта мысль.
И потом, уже через много лет, когда я слушала православные лекции, в одной из них я услышала о том, что Христос – это Бог. И я тоже помню вот это состояние какой-то – Встречи. Это невозможно описать! Не понятно, почему именно в этом месте… это возникает. Там… не знаю… 20 часов слушания – и вот именно в этом месте возникает какое-то чувство, какое-то… как будто, встреча меня – с каким-то знанием, внутренним, глубинным… да… вот с этим поиском.
Я помню точно, что это была Якиманка, что это был солнечный день прекрасный, что это было лето… этот момент, когда я вдруг это поняла – вот всей своей сутью!
Мне захотелось срочно припарковаться, и просто вот – подходить к прохожим и спрашивать: «А Вы знаете, что Христос, оказывается – это Бог!»
Меня это так порадовало, и так меня это вдохновило, что когда я приехала к моей бабушке, которая, как раз, водила меня в церковь, и я ей говорю: «Бабушка, а Вы знаете, кто такой Христос?» Она очень просто – она была дояркой, очень простой человек – говорит: «Конечно! Христос – Бог». Я говорю: «Бабушка, а Он – Бог…»
А.Леонтьева:
- «…откуда Вы это знаете, бабушка?»
И.Новикова:
- … а Он – Бог, или Сын Божий?»
К.Мацан:
- То есть, Вы пошли в Догматическое Богословие с бабушкой?
И.Новикова:
- И бабушка очень просто, но очень уверенно, говорит: «Христос – это Бог. Мне так сказали мама с папой. Это – Бог» – и у неё нет никаких сомнений, ей не надо никаких лекций православных, ей не надо катехизации – ей ничего не надо, она просто знает, что Христос – Бог, и верует Ему всю жизнь. И это видно по тому, как она жила.
И меня, конечно, это очень задело внутри. То есть, я – с таким пафосом, а она – так просто, и с такой глубиной, что…
Вот, мой путь был вот таким.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
- Владимир и Инна Новиковы – семья врачей, Владимир – практикующий врач-стоматолог, кандидат медицинских наук, Инна – остеопат – сегодня проводят с нами этот светлый вечер.
А.Леонтьева:
- Инна, скажите пожалуйста, можно Вас спросить… вот… остеопатия… каким-то образом… Вы говорили, что она тоже привела Вас к мыслям о Боге. Вот, как может сочетаться остеопатия…
К.Мацан:
- Начнём с того, что для многих обывателей, к коим я себя отношу, может вообще показаться, что остеопатия и православная вера – две вещи несовместные.
А.Леонтьева:
- Даже не пересекающиеся…
К.Мацан:
- Это – из двух разных вселенных. И вот, остеопат православным человеком – тем более, церковным, вдумчивым и знающим – вообще, не может быть.
А.Леонтьева:
- Нет, мне так не казалось… мне просто хотелось услышать, в какой точке это пересекается.
К.Мацан:
- Это – то же самое, что я спросил, просто ты это более точно и правильно сформулировала.
А.Леонтьева:
- Спасибо.
И.Новикова:
- На самом деле, конечно, остеопатия только вот в прошлом году была принята в круг медицинских специальностей официально, и вышла из подполья.
Есть представление о том, что это какая-то эзотерическая наука – что, конечно, очень приятно для нас. И, в то же время, когда я обучалась остеопатии, мы уже были венчаны, мы уже прошли определённый путь, и я нашего батюшку просто замучила вопросами – потому, что меня очень интересовало… Вот, то, что от Христа – мне всё надо, а вот то, что нет – мне не надо ничего. И я его спрашивала, так как там техники работы…
Остеопатом может быть только доктор, с высшим образованием. И, при этом, нас, докторов, обучали техникам пальпации… то есть, самый чувствительный инструмент – это рука человеческая, самый точный, но навык пальпаторный – как понять, что это – это, конечно, невозможно формулой написать, невозможно… там… как-то… это – просто навык: ты или чувствуешь… и учишься этому. Это, конечно, очень… так… соблазнительно… на каком-то этапе.
И наша преподаватель…
К.Мацан:
- Соблазнительно – Вы имеете в виду, что… для Вас, как для верующего человека соблазнительно было… вот… увлечься какими-то тонкими материями, непонятными… и вот… в такой немножко… в мистицизм какой-то такой уйти?
И.Новикова:
- Да, да, я этого очень боялась, и я мучила не только батюшку, а и всех, кого я могла. И наша преподаватель сказала, что она была у Иоанна Крестьянкина, и он благословил её. И тогда вот я немножко успокоилась.
А сейчас я благодарю Бога каждый день за это соприкосновение с тем чудом… вот… как Он создал человека!
Ведь остеопаты работают с заложенной Богом возможностью организма к самовосстановлению, понимаете? Есть такой ресурс у каждого человека, абсолютно у каждого, к самовосстановлению, к самокоррекции, и вот мы с этим работаем.
Каким-то образом, наши руки служат точкой опоры для того, чтобы этот ресурс реализовывался. Понимаете? И это, конечно, чудо.
Это чудо, и поэтому, я считаю, что я – очень счастливый человек. Именно поэтому в нашей клинике – в стоматологической клинике – присутствует не только остеопатия, там и логопеды, неврологи… потому, что мы понимаем, что Господь не создавал отдельно глаз, там, или зубы, или ногу, а потом, там, как-то их друг ко другу прикручивал, прилаживал, примазывал, а Он сотворил это – единым. И нет никакой возможности рассматривать это отдельно. И нет никакой возможности помочь… в некоторых случаях возможно просто полечить зуб, и не навредить, и всё будет отлично, и даже – несколько зубов. Но, в некоторых случаях, зубы можно вылечить, а организму доставить много неприятностей.
Поэтому, я очень благодарна Владимиру, который в первые годы – а мы были одной из самых-самых… может быть, первой… ну… одной из самых первых клиник, у которых появился остеопат в штате, – который поддержал эту идею, и не только поддержал, но он спонсировал первые семинары для стоматологов и для остеопатов – разъяснительные.
Мы приглашали лучших лекторов европейских по этой теме – стоматология и остеопатия – которые читали и занимались вот таким просвещением.
И сейчас уже некоторые очень известные российские лекторы на эту тему подходят и благодарят за те семинары бесплатные, которые тогда – мы вот людей, буквально, созывали и собирали: «Пожалуйста, придите, послушайте!»
А.Леонтьева:
- Дорогие гости, я призываю вас вернуться в семью, как обычно! Я хотела спросить у вас… вот… об истории вашего знакомства. Как вы познакомились – два светлых человека, которые сейчас пытаются так помочь людям… Как всё это начиналось?
В.Новиков:
- Мы – увлечённые люди, увлечённые со студенческой скамьи, и даже раньше, и наше знакомство произошло на почве увлечения своей профессией.
Мы познакомились на семинаре. Это знакомство было необычным. Для меня это было как некая вспышка. Я… как и все молодые люди всегда ищут свою «половинку», да… я находился в поиске, и когда я впервые увидел Инну – это было как… некое… запечатление мгновения. Я его до сих пор помню – это мгновение, когда я её первый раз увидел.
Конечно же, я был смущён – потому, что я почувствовал это, но человек мне незнаком. Как подойти, сказать сразу, что «я к Вам что-то чувствую»? Ну, это… ну… непривычно, поэтому… нам помог, собственно, сам формат семинара!
Предполагался общий вечер знакомства, такой – праздничный, и даже танцы. И я, несмотря на то, что был достаточно застенчивым, в личном плане, человеком, я набрался храбрости – хотя, может быть, внешне тогда этого по мне и не сказать было, но это было так, – пригласил её на танец, и мы танцевали, и затем… вот это было первое наше знакомство.
И.Новикова:
- Я хочу дополнить, что во время танца Владимир сказал мне: «С Вами так легко танцевать, как, наверное, и жить».
А.Леонтьева:
- Ничего себе!
И.Новикова:
- Да!
В.Новиков:
- Это было такое…
К.Мацан:
- Владимир решил зайти издалека…
В.Новиков:
- … практически, признание было… почти.
К.Мацан:
- И как – оправдался тезис, подтвердился, по жизни, что – жить так же стало легко, как и танцевать?
И.Новикова:
- Я его всегда спрашиваю об этом!
В.Новиков:
- А дальше я решил себя проверить…
А.Леонтьева:
- Та-ак… всё основательно очень!
В.Новиков:
- Мы жили в разных городах, и даже – в разных странах, в тот момент.
Семинар закончился, мы разъехались в разные стороны. Обменялись телефонами, но… я внутренне переживал… вот эти ощущения, которые были, с одной стороны, а с другой стороны – понимал, что мы… в общем-то… у нас – разные жизни в разных странах.
И мне внутренне хотелось себя проверить. Может быть, это была случайность… такая… мимолётное увлечение? И мне потребовалось, наверное, три месяца, когда я для себя, внутренне, понял, что я не могу без Инны жить. То есть, для меня это был такой, наверное, необходимый период.
Со стороны Инны это совсем по-другому выглядело – она сейчас расскажет!
А.Леонтьева:
- Инна! Ну, расскажите, ну, пожалуйста… Вы не проверяли свои чувства?
И.Новикова:
- Для меня это было необычно. Потому, что эти три дня, которые мы провели на семинаре – они были такими… очень волшебными, и очень тёплыми, и для меня было совершенно непонятно – я с таким никогда не сталкивалась – чтобы вот человек просто взял, и пропал. То есть, для меня это было просто… вообще…
А.Леонтьева:
- Я вот тоже об этом подумала…
И.Новикова:
- … очень… очень… очень удивительно. И когда, через 3 месяца, вдруг раздался…
К.Мацан:
- Ничего вы не понимаете…
А.Леонтьева:
- Стенка на стенку уже!
В.Новиков:
- Я чувствую мужскую солидарность!
К.Мацан:
- Так!
И.Новикова:
- Да… и когда, через 3 месяца, раздался звонок…
В.Новиков:
- Не просто звонок, а с приглашением приехать…
И.Новикова:
- … да… я, конечно, обрадовалась… и, в то же время, очень удивилась.
К.Мацан:
- А куда из Риги нужно было ехать? Вы в Риге жили тогда?
И.Новикова:
- Нет, я была киевлянка, а Владимир – рижанин, да. Он приглашал меня.
К.Мацан:
- А, значит, Вы ехали в Ригу, как раз, из Киева.
И.Новикова:
- Семинар был в Полтаве…
К.Мацан:
- Понятно…
И.Новикова:
- … и я уехала в Киев, а Владимир – в Ригу. И потом он приглашал меня к себе в Ригу.
А.Леонтьева:
- Дорогие, вот… мы, с моим коллегой Константином, очень часто спрашиваем людей, которые в какой-то момент повенчались, зачем это им было нужно? Как к этому пришли? Что под этим понимают? Почему решили, в конце концов, пойти и повенчаться? Что изменилось в жизни после этого?
К.Мацан:
- То есть, венчались не сразу, как поженились?
И.Новикова:
- Несмотря на такую романтическую историю знакомства, мы с Владимиром первые 10 лет – у нас не было ни колец обручальных… мы вот… как-то этому не придавали никакого значения. И когда нам Господь дал нашего батюшку, который потихоньку начал нас вразумлять, и потихоньку начал… наши взгляды начали меняться… там… через года два, после знакомства с батюшкой, мы ожидали нашего третьего ребёнка. И вот, собственно говоря, именно батюшка донёс до нас важность и значимость Венчания для рождения ребёнка.
То есть, для меня сначала Венчание было важно, чтобы ребёнок родился в венчаном…
К.Мацан:
- А почему это важно?
И.Новикова:
- Потому, что когда я поняла, что… Божья защита, да. И Господь, конечно, Он – милостив ко всем, понятно, и, в то же время, для меня внутри тогда рождённый в венчаном браке ребёнок – это ребёнок… особенная защита у него есть.
К.Мацан:
- Владимир и Инна Новиковы, семья врачей – Владимир, практикующий врач-стоматолог, кандидат медицинских наук, Инна, остеопат – сегодня проводят с нами этот светлый вечер.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
- В студии светлого радио Владимир и Инна Новиковы, основатели Центра персональной стоматологии Владимира Новикова. Владимир и Инна – родители 4 детей.
А можно, я вот сейчас спрошу прям… я не могу в этом месте не спросить, поскольку, врачи сидят у нас в студии.
Вот, мы часто слышим этот аргумент, и часто, скорее всего, несправедливо, со скепсисом относимся – ну, что это такая за… магическое сознание… вот, покрестить ребёночка, чтобы не болел…
В принципе… я понимаю, что вы сейчас совсем не об этом говорите, но я именно хочу это прояснить. Потому, что я понимаю, что… допустим, там… для меня, человека обычного, может быть логика того, что в венчаном браке ребёнок родится – будет защита. Какая? Болеть будет меньше. А для вас, врачей, которые по профессии всё время с болезнями общаетесь – вряд ли вы так наивно на это смотрите. Тогда – что это за защита? Она – какая? Если не банально от болезни, вот…
И.Новикова:
- Какая-то вот удивительная история в моей жизни с тем, что я воцерковилась уже… там… в таком, совсем-совсем зрелом возрасте, и, при этом, моя бабушка, которая не веровала в Бога, научила меня молитве «Отче наш» – ещё в школе, каким-то образом. Как это случилось – тоже не помню, но я знаю точно, что эту молитву я знаю с тех времён.
И вот, когда… я хирургом была вначале, хирургом-стоматологом… когда я удаляла зуб, я обязательно молилась и крестила сзади голову пациента. Притом, что я – как раз, ещё жила в Риге – я вообще ещё ничего не знала, это какое-то – внутреннее ощущение. Я сама удивляюсь этому.
Когда у нас рождалась первая дочь, у меня было кесарево сечение. Я точно помню, что я поднималась по ступенькам и читала молитву «Отче наш». Почему я её читала, я не знаю.
Когда у нас рождался второй ребёнок, после кесарева сечения у нас были естественные роды, и это было достаточно опасно. У меня была иконка – такая… совсем-совсем простая, на картоночке. Эту иконку Пресвятой Богородицы Казанской оставила мне моя тётя, когда уезжала к любимому в Америку. Это было сто лет назад, она такая уже – немножко затёртая. И вот эта вот иконка была у меня с собой у груди, и когда я с наркоза выходила, я ещё глаза не открыла, а уже везде проверила – есть ли иконка. То есть, ещё вот этот наркозный коридор в голове белый, ещё не ушёл полностью вот этот туман, а я уже искала, и думаю: «Боже мой, а икона у меня есть, или нет?»
Поэтому, у меня не было никакого сомнения, что есть какая-то такая сила, которая помогает… не в смысле, там, «болел» или «не болел»… а это вот… ну… что-то другое. Это что-то, что – больше, чем я, что-то, что – мудрее, чем я, что-то, что помогает мне, независимо ни от чего. Помогает мне… ну, вот просто – всегда, везде и во всём.
К.Мацан:
- Но вот я при этом сказал, что… так, может быть, с излишним скепсисом, что вот, значит, мы хотим, когда крестим ребёнка, чтобы он «не болел»… а, собственно, что в этом плохого? Мы заботимся о ребёнке, и хотим, чтобы всё было у него хорошо, в том числе, и к Богу обращаем просьбы о том, чтобы он был здоровым. Для верующего сознания – это нормально. Это – часть нашей веры во всемогущество Божие. Но… тут, как раз, я хочу у Владимира спросить.
Честно говоря, я никогда об этом не думал, но с врачом об этом интересно поговорить. Может быть, коротко, а то Аня потом опять скажет, что Вы увлеклись эмпиреями…
А.Леонтьева:
- … унеслись ввысь!
К.Мацан:
- А вот как вы, врачи, вообще… осмысляете для себя молитву о здравии? Вот, ребёнка, допустим. Если позволите, в ваших руках часто здоровье человека. При чём здесь упование на Бога, казалось бы?
В.Новиков:
- Вы знаете, есть существенная разница между врачами и знахарями…
К.Мацан:
- Так…
В.Новиков:
- … или… я вот даже не знаю, какое слово противопоставить слову «врач».
Дело в том, что врач – это, в общем-то, специалист. Это – профессия. Она, в каком-то смысле, одушевлённая. Потому, что это профессия, которая имеет дело с людьми, и с их здоровьем, и с их жизнью.
В то же самое время, врачебная профессия – это, в том числе, технологии. И мы прекрасно понимаем, что есть технологии лечения лекарствами, есть технологии лечения зубов – одна технология, вторая технология, третья технология, и даже их можно выбирать, чередовать, и делать прогнозы, самое главное.
Но Инна правильно сказала, что человек предполагает, а Господь – располагает. Мы никогда не можем дать 100% прогноз. Я, как врач, ответственно заявляю, что все процедуры, которые выполняют врачи, имеют процент успеха. Самые лучшие процедуры близятся к 100%. Ну, и вот, это… как бы… идеально, если процедура, технология врачебная – она именно… как бы… достоверная, предсказуемая. А ответственность врача, как профессионала, заключается в том, чтобы использовать именно те технологии, которые будут наиболее эффективными, наименее вредными, с наименьшим количеством побочных эффектов, и реализующие задачу восстановления здоровья, или укрепления здоровья, или решения тех или иных задач…
К.Мацан:
- То есть, для Вас нет противоречия, которое часто бывает у людей, смотрящих на религию со стороны. Такое противоречие, что-либо уж на Бога уповать, либо на свои силы… там… к врачам идти. Такой выбор: либо – либо.
В.Новиков:
- Нет, ни в коем случае. Дело в том, что Господь, по моему глубокому убеждению, больше всего действует через людей. А врачи – это тоже люди. И Господь – Он везде, и в каждом из нас, и мы ищем помощи у Господа, и нет ничего зазорного, если мы обращаемся к врачам, с упованием на Господа.
К.Мацан:
- Вот это – очень интересная формула. Я её – запишу. «Надо обращаться к врачам, с упованием на Господа».
А.Леонтьева:
- Да-да-да-да-да! С упованием на Господа. Молитва входит в эффективные какие-то… средства…
В.Новиков:
- Чтобы Господь послал того доктора, который поможет.
А.Леонтьева:
- Я вспомнила историю. У нас… мы воцерковлялись в 90-е, и у нас был такой врач – очень крутой, он реаниматолог был у Рошаля, некий доктор Ежов. Он лечил всю семью, и он очень здорово всё объяснял. И мы очень быстро все стали очень грамотными… так… владели терминологией медицинской…
У нас очень верующая семья, ребята такие… они от всех болезней, как только что-то начинается, они лечились бисептолом. И мы страшно возмущались. Мы говорили: «Бисептол – это устаревший препарат!» – но они всегда выздоравливали.
И, в конце концов, я сказала мужу: «Слушай, вот им – помогает бисептол. Пусть он устаревший, пусть он не работает ни на ком, вот на этой семье – он работает. Они примут бисептольчику, помолятся – и всё проходит». Это реально было так!
В.Новиков:
- Вы знаете, наверное, здесь проявляется самое главное действие. А это главное действие – это вера. Если человек верит, что он выздоровеет – он выздоровеет!
К.Мацан:
- Аня, возвращайся в семью! Ну… в смысле… к семье.
А.Леонтьева:
- Я хотела спросить… на третьем ребёнке вы пришли к Православию? Это значит, что вы и младших начали тут же как-то тоже воцерковлять, да? Вот, как это происходило? Это было строго? это было как-то… весело? это было… вот… мы приходим в Церковь такие… неофиты, и как-то вот стараемся сразу погрузить в Истину, которую мы открыли, и наших детей тоже.
В.Новиков:
- Я хочу сказать, что для нас любовь – это то же самое, что свобода.
А.Леонтьева:
- Это тоже запиши, Костя…
К.Мацан:
- Записываю…
В.Новиков:
- Поэтому, мы детей не принуждали. Самая большая ответственность родителей – показывать своим примером.
Поэтому, если ребёнок… если родители идут куда-то… ну… мы берём с собой. Если мы не можем нигде оставить, мы берём с собой.
Конечно, мы сталкивались с трудностями поведения с детьми в храме. Мы прекрасно представляем торжественность атмосферы, и детей, которые живут своей жизнью – где-то на нижнем этаже, между ногами. Ну, и здесь нам приходилось придумывать… и… смотря на других родителей, которые тоже приходили с детьми, у нас образовывались… между ногами…
А.Леонтьева:
- Миры, да…
В.Новиков:
- … уголочки… да, миры… да… подстилочки… и дети мирно поводили время, внимая всеми клеточками, как бы… вот… то чудесное пение и славословие, которое в храме проходит…
А.Леонтьева:
- Как Вы красиво говорите… Инна, а вот, скажите… вот эту проблему «дети в храме», когда они мешают… там… кому-то, как-то… раздражают…
И.Новикова:
- Можно, я дополню? Мы воцерковлялись с Владимиром, катехизацию проходили, когда у нас Серафиму, 3-му ребёнку, было 9 месяцев. И поэтому, с одной стороны, конечно, это свобода, а с другой стороны, мы не очень спрашивали наших, ещё маленьких, старших детей. Было 5 лет Юле, и 9 лет – Насте – у нас каждые 4 года рождался ребёнок.
Мы не очень спрашивали. Мы просто шли в храм и брали их с собой. И вот, в этой атмосфере они росли. И, так как было много деток в семьях, с которыми мы вместе оглашались, то вот мы им, там… коврики положим внизу, и дети знали, что они могут рисовать, они могут даже играть там какими-то маленькими машинками, но должны очень тихо себя вести. Или какие-то маленькие милые мягкие игрушки кто-то… вот, у нас Юля очень любила свою собачку Жучку, и она с ней везде не расставалась, и тоже приходила с ней в храм.
И иногда мне было очень жаль, что дети не видят вот этой красоты, которая вот там – чуть выше. И, в то же время, через какое-то время я сталкивалась с их вопросами, и я понимала, что они поняли больше, чем я, внимая каждому слову.
Поэтому, как-то они вот… обучались по-своему. По-своему.
А.Леонтьева:
- Ну, это я помню, как мне ребёнок сказал… какие-то я записывала за ними фразы… ну, типа: «Мам, не бойся, что я упаду с качелей – ангелы же меня починят!» Или… там… вопросы, типа: «Можно ли будет взять в Рай хомяка?»
К.Мацан:
- И что ты отвечала?
А.Леонтьева:
- Ну… я сначала, знаете…
К.Мацан:
- Про хомяка мне интересно…
А.Леонтьева:
- … когда я была такая… строгая православная, то я говорила детям: «У животных нет души, они в Рай не попадут». Потом моя более мудрая подруга меня встретила, и говорит: «Слушай, ну ты с ума сошла! Как это они в Рай не попадут? А как в Раю – без животных?» И я тут же… вернулась домой, и говорю: «Всё нормально с хомяками, всех берём с собой!»
К.Мацан:
- А вот, православная семья – чем от неправославной отличается для вас? Вот, вы считаете себя, я так понимаю, православной семьёй. Что вы в это выражение лично вкладываете? И где тогда водораздел… не знаю…
В.Новиков:
- Вы знаете, я, наверное, вот в этом… в этот момент…
К.Мацан:
- Или вы этим выражением не пользуете, может быть…
В.Новиков:
- … я хотел бы сказать: «Не суди – не судим будеши»! Потому, что сказать, что мы – очень православная семья… мы знаем примеры… ну… наверное… более вовлечённых людей, которые посвящают свою жизнь служению Господу в большей полноте, чем мы. И мы, в семейных разговорах с Инной, часто думаем: «А всё ли мы делаем, что мы можем сделать?»
Поэтому, я вот… боюсь сказать, чем отличается православная семья от неправославной…
К.Мацан:
- Вы знаете… но вот…
В.Новиков:
- … потому, что очень широкий вопрос…
К.Мацан:
- … вот, Вы сказали об очень… очень…
А.Леонтьева:
- Это мужской разговор, очевидно…
К.Мацан:
- У Вас вот… слышится логика такого… как бы… сравнения степеней: вот эти – очень православные, а те – не очень.
Знаете, как я тоже… помню… когда был совсем-совсем юным неофитом, в разговоре со старшим товарищем такую фразу произнёс: «Ну, я надеюсь, что могу себя назвать православным?» Он говорит: «Что значит, можешь назвать? Мне кажется, это то, с чем надо определиться с самого начала! Ты веришь во Христа как в Богочеловека, или нет? Если ты веришь, то ты – православный, всё, вопрос закрыт. Дальше уже… там… жизнь пойдёт, и она может быть разная».
Вот, в этим смысле, когда я говорю, «что такое православная семья», я не имею в виду… знаете… кто больше времени проводит в храме, и кто строже постится – мне кажется, не этим измеряется православие, нет?
В.Новиков:
- Вы знаете, в этом вопросе всегда для меня важны примеры. Для нас одним из таких примеров является Царская Семья.
Люди, облечённые полнотой власти, и всеми возможностями, при этом оставались истинно православной семьёй. И когда мы смотрим фотографии – благо, это не просто жизнеописание, а есть фотографии, которые, в общем-то, являются документальным средством, мы видим выражение лиц, мы видим… одежду, мы видим поведение, до нас дошли даже киносъёмки, хроники, до нас дошли описания людей, которые вживую общались с этими людьми. И для нас жизнь Семьи последнего Императора является примером.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Леонтьева:
- Сегодня в нашей студии – Инна и Владимир Новиковы. Это – семья врачей. Владимир – кандидат медицинских наук, врач-стоматолог, Инна – врач-остеопат. И беседа принимает, время от времени, такой… научный оборот. Я предлагаю… вот, только что Костя и Владимир подискутировали на Богословские темы, а мне хочется обратиться теперь к женской части – к Инне.
Инна, Вы перед тем, как включили микрофоны, рассказали какую-то чудесную историю про Петра и Февронию, про Вашу спутницу… Вы могли бы нам её рассказать?
И.Новикова:
- Мы с Владимиром ездили к Петру и Февронии в гости, и с нами был наш друг из Киева – он ездил благодарить Петра и Февронию, потому, что у них третья беременность наступила по молитвам к святым.
И вот, возвращаясь обратно, когда мы стояли в очереди, там иногда обращались люди: «Кто едет в Москву?» – чтобы можно было добраться.
К нам подошла такая… несколько странного вида… старушка – именно старушка, и спросила, не едем ли мы в Москву.
Я вот на неё смотрела, и, к стыду своему, думала: «Сказать, что мы не едем, я не могу, – а она подошла прямо ко мне, – Сказать, что мы едем, значит 5 часов…» – а я очень люблю дорогу с Владимиром, мы обычно много разговариваем – это такое… целая часть нашей жизни. И я говорю: «Да, мы едем… пока не знаем, когда», – это была правда.
Она к нам подходила раз шесть. Ну, потому, что очередь медленно двигалась. В общем, в итоге стало понятно, что это неизбежно. Мы взяли её с собой. Звали её Елизавета.
Вы знаете, эта дорога была для меня – незабываемой. Она сидела на заднем сиденье, за Владимиром, и всю дорогу молилась. Она молилась тихонько, она слегка шевелила губами.
К.Мацан:
- Все пять часов?
И.Новикова:
- Все пять часов. Я такого не видела никогда.
То есть, сначала я слегка оглядывалась, всё ли там у неё в порядке – не жарко ли, не холодно… а потом я просто оглядывалась для того, чтобы понять, что молитва всё ещё продолжается.
И когда мы приехали к нам, было понятно… я не знаю, где она живёт, и, вообще, живёт ли она где-то, потому, что у неё нет ни навыков пользования душем… «Помогите мне…» – она просила меня открутить воду, то есть, она такие вот простые вещи не знала, да…
На следующий день мы помогали её добираться до… а ехала она к Сергию Радонежскому, она нам об этом сказала: «Вот, я еду к Сергию Радонежскому». Было это за пару недель до праздника.
И я её гостинцы готовлю какие-то, пирожки, чтобы это было легко ей, а она так смотрит на меня удивлённо, и говорит: «А зачем Вы это делаете?» Я говорю: «Ну, как… Вы едете в дорогу, неизвестно, когда Вы приедете, что Вы будете кушать…», а она так сказала: «Нет, спасибо, мне не надо».
То есть, было понятно, что человек настолько с Господом, что Господь даст ей и пирожок – ей мой пирожок не нужен, у неё совершенно… вообще… другая жизнь. И вот, уезжая, она спросила, за кого молиться.
И я как-то думала о ней потом, потому, что… то, как она разговаривала, то, как она кушала, то, как она… какой взгляд у неё был – я понимала, что у этого человека очень сильная молитва.
И через две недели, на Сергия Радонежского… вот, 17-го числа – это Царственных мучеников, а 18-го – Сергий Радонежский… мы приехали к нашим родителям – к родителям Владимира – и, на 53 году совместной жизни, венчались в один день его родители, и, на 27 году совместной жизни венчался его брат с супругой в храме Серафима Саровского, и это, конечно, было удивительно.
А когда в августе мы узнали о том, что мы ждём ребёнка, у меня не было никаких сомнений, никаких – вообще, ни одного! – что это было по молитвам этой женщины удивительной.
А.Леонтьева:
- Слушайте, а у нас тут был… у нес не очень много времени… я хочу самое главное у вас узнать, чтоб польза была, как говорится… был такой герой, который нам сказал, что секрет длительной семейной жизни – он живёт с женой 51 год, у него 10 детей – это 30 раз, где-то, в день признаваться в любви своей жене!
Вот, у меня такой вопрос к обоим супругам: а у вас есть какие-то секреты семейной жизни? Счастливой семейной жизни.
В.Новиков:
- Секретами делятся те, кто, действительно, проживают… наверное… больше 50 лет, но вот нам о совместной жизни…
Нам повезло – мои родители ещё живы, и живут вместе, и вот в этом году отметили 61 год совместной жизни.
А.Леонтьева:
- Круто…
В.Новиков:
- Конечно же, вот у кого нужно учиться!
В прошлом году, когда они праздновали Бриллиантовую свадьбу, конечно, им такие вопросы задавали: «Ну, в чём секрет? В чём – секрет?» И удивителен был сам ответ.
А.Леонтьева:
- Так…
В.Новиков:
- Ответ был такой: «Вы знаете, мы, в общем-то, никогда не говорили друг другу слова… там… «я тебя люблю», и такие… яркие признания в любви – мы всю жизнь друг друга уважаем». «Друг друга уважаем», – и вот в этом для них, для моих родителей, выражается любовь.
А мама, как физиолог, это объясняет с точки зрения научной, физиологической: что в нашем организме, в живом организме – очень много разных клеточек. И вот, организм может быть здоров тогда, когда эти клеточки друг к другу толерантны – есть такое слово, оно может быть по-другому объяснено как уважение, поддержка. Это, наверное, один из таких… секретов стабильной жизни.
И.Новикова:
- Я хотела бы ещё сказать, что мои родители Венчались в день своего 50-летия…
В.Новиков:
- Совместной жизни…
И.Новикова:
- Да, совместной жизни.
К.Мацан:
- Я где-то слышал – от… по-моему, тоже кого-то из врачей, что вот это вот понятие толерантности – оно иногда означает… как бы… отсутствие иммунитета… там… у клетки, или у чего-то… к чему-то другому. Это когда клетка, или организм, не сопротивляется тому, что к нему… вот… идёт.
Это… как-то вот… очень, мне кажется, относится к семейной жизни – вот, не сопротивляться друг другу! Как-то… вот… принимать друг друга легко!
В.Новиков:
- Вот… Вы знаете… на самом деле, я… вот, прямо… задели мою струну, и я хотел сказать, что… продолжая размышления и вот наш разговор про Венчание, я хочу сказать, что слова когда говорят, что «муж и жена теперь – одно тело» – они, в общем, не воспринимаются на бытовом уровне: «Ну, ладно, там… сказали, но как это – на самом деле?»
На самом деле, я замечаю, что в нашей жизни происходят удивительные вещи. Когда… ну… это можно, конечно, предположить, что знание другого человека, или знание привычек, но… когда есть ощущение, что, действительно вот… Инна для меня – это как… продолжение меня, да… И если я принимаю… ну, у каждого же человека бывают и сложности в жизни, и какие-то желания, которые отличаются от твоих желаний, но если ты говоришь себе: «Это – мои желания», – никаких проблем нет! То есть, нет противопоставления.
То есть, вот это одно тело – семейное тело, как бы, да – оно именно таким образом проявляется. Даже в песня поётся, что… там… горести и радости – на двоих, но именно, если – когда они общие. То есть, ты принимаешь проблемы и радости другого человека, как свои – вот тогда всё складывается хорошо.
А.Леонтьева:
- Вы знаете, дорогие Инна и Владимир, я сегодня… считаю, что наша беседа… мы с Костей получили такое естественно-медицинское подтверждение реальности…
К.Мацан:
- … того, что любовь – есть.
А.Леонтьева:
- … реальности Таинства Венчания, да… того, что любовь есть.
В.Новиков:
- Я, кстати, хотел сказать, что… вообще… очень рад оказаться на радио «Вера». И «вера» – это такое ёмкое слово. По вере, на самом деле, очень много в жизни совершается.
И по поводу таинств хочу сказать свой личное убеждение, что в Церкви, в Православной Церкви, есть Таинства. Мы не задумываемся об этом слове, почему они – Таинства?
И для себя я недавно открыл… вот… нашёл ответ на этот вопрос. Что Таинства – они потому Таинства… не потому, что эти Таинства скрыты от зрителей, а потому, что действие их – таинственно, что преображение наступает – внутри.
То есть, Крещение – это Таинство, Венчание – Таинство, и что происходит – мы не знаем, но то, что это происходит – это происходит по вере.
А.Леонтьева:
- Спасибо вам огромное!
Сегодня мы говорили с врачами о молитве – такой, совершенно необычный, формат нашей семейной передачи. Спасибо, с вами было очень интересно и… как-то светло поговорить!
К.Мацан:
- Владимир и Инна Новиковы, врачи. Владимир, практикующий врач-стоматолог и кандидат медицинских наук, и Инна, остеопат, сегодня провели с нами этот светлый вечер. Спасибо, ещё раз, огромное!
В студии также была моя коллега Анна Леонтьева, и я, Константин Мацан.
До свидания!
А.Леонтьева:
- До свидания!
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов