Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 31-46

Сегодняшнее чтение — это описанная евангелистом Матфеем со слов Христа Спасителя притча о Страшном Суде. Отметим, что во всём Евангелии это единственная притча, которая приоткрывает нам то, чему надлежит произойти в конце времён. В очень кратких, но ёмких словах, отражаются глубочайшие смыслы, о которых должен помнить любой христианин.
Давайте посмотрим на эту притчу с целью прояснить те основные смыслы, или «послания», которые адресованы к нам.
Первая мысль — на Божий Суд приходят все народы. И христиане, и язычники, и иудеи, и верующие других религий, и вообще чуждые какой бы то ни было религиозности. То есть Суд — всеобщий, вселенский, через него предстоит пройти любому.
Вторая мысль — цель Суда — разделение человечества на две категории — тех, кому уготовано Царство Божие, и тех, кто отправляется в вечную муку. Точнее, здесь ещё более тонкое противопоставление — жизни и муки, страдания.
Третья мысль — причина этого разделения — не в авторитарной воле Того, Кто вершит суд — а в самих подсудимых, точнее, в том, что на протяжение всей земной жизни вызревало в глубине их сердец. Суд — как любой настоящий кризис — выводит на поверхность потаённое, проявляет сокровенное — он не может ни добавить, ни убавить к тому, что уже имеется в наличии.
Четвертая мысль — есть только один главный критерий, по которому можно догадаться о том, что происходит в человеческом сердце — это отношение к окружающим людям. В образе осуждаемых «козлищ» и благословенных «овец» перед нами — два разных жизненных подхода, две принципиально отличных позиции, две тональности.
Первая — это тональность расчета и выгоды: именно этим объясняется искреннее недоумение осуждаемых: да если бы мы знали, что через милость к ближним мы зарабатываем себе Царство Небесное, неужели оказались бы такими дураками, что не воспользовались бы такой возможностью? Какая несправедливость, что нам про это раньше не сказали!
Вторая позиция — это тональность открытого любящего сердца: оно не ищет выгоды, оно не просчитывает личный интерес, оно просто живо откликается на чужую нужду — не видя в этом какой-то особой заслуги или добродетели. Доброе сердце действует так не потому, что разум убедил в правильности такого поведения — а потому, что иначе уже поступить не может: это будет грех, разрушение внутреннего мира и гармонии, предательство себя.
Но — пока не наступил наш с вами Суд — в нашей жизни переплетены обе тональности — и «собственничества», и «служения». Зачастую мы даже сами не понимаем, чего в нас больше. И чтобы помочь нам разобраться в этом жизненно важном вопросе, святая Церковь предлагает нам именно в преддверии Великого Поста задуматься — и не просто задуматься, но и постараться в подвиге поста и молитвы поднастроить скрипку души так, чтобы её музыка гармонично влилась в торжествующий хор мироздания!