Как рассказать ребёнку о добре и воспитать доброе отношение к миру? Лучший возраст, чтобы поговорить с малышом на тему добра наступает после трёх лет, ближе к четырем годам. Обычно в это время маленький человечек начинает задумываться о глубинных вопросах бытия. Что такое хорошо и что такое плохо, чем добро отличается от зла? Но, несмотря на то, что ребёнок интересуется вполне взрослыми вопросами, не стоит забывать, что он ещё маленький и ни один глубокомысленный трактат не расскажет юному почемучке о желаемом так, как расскажет игра.
Предлагаю вам вместе с чадом завести «копилку добрых дел». Для этого вам понадобится коробка или большая банка и много мелких игрушек, которые есть в каждом доме. Предложите ребёнку вспомнить, какие добрые дела он совершил за день, какие хорошие поступки совершили его друзья в детском саду или в школе. И за каждое названное доброе дело опустите в банку по небольшой игрушке. В этом случае игрушки выполняют роль жетонов. Поэтому мелкие фигурки и машинки можно заменить на красивые бусины или вырезанные из картона квадратики. Чем интереснее будут жетоны, тем с большей вероятностью ребёнок захочет поиграть. По этой же причине лучше использовать в роли копилки прозрачную банку или контейнер. Ребёнок будет видеть, сколько жетонов, то есть добрых дел, лежит внутри.
В процессе игры попросите ребёнка объяснить, почему он считает тот или иной поступок добрым. Если названный ребёнком случай не однозначный, подумайте вместе с чадом, почему это так. И что можно было бы сделать, чтобы жетон занял своё место в банке добрых дел?
Доброе дело — это когда делаешь что-то, думая в первую очередь не о себе, а о других. Подсказал дорогу заблудившемуся прохожему. Поднял чужой фантик на улице и выбросил его в урну. Помог младшему брату вскарабкаться на горку. Принял участие в уборке по дому и помог маме загрузить стиральную машинку.
Копилка добрых дел поможет ребёнку научиться быть чутким и внимательным к себе и потребностям окружающих его людей. Мог погулять с собакой, но вместо этого сидел перед телевизором? Что ж, возможно, завтра ребёнок сделает другой выбор.
Дела тогда становятся добрыми, когда совершаются с любовью, от чистого сердца, без надежды на похвалу. Поэтому не спешите хвалить ребёнка за наполненную жетонами копилку добрых дел, а расскажите, как сегодня он сделал чью-то жизнь лучше и помог другим.
Научите ребёнка делать добрые дела и радуйтесь вместе с ним.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.