Как рассказать ребёнку о добре и воспитать доброе отношение к миру? Лучший возраст, чтобы поговорить с малышом на тему добра наступает после трёх лет, ближе к четырем годам. Обычно в это время маленький человечек начинает задумываться о глубинных вопросах бытия. Что такое хорошо и что такое плохо, чем добро отличается от зла? Но, несмотря на то, что ребёнок интересуется вполне взрослыми вопросами, не стоит забывать, что он ещё маленький и ни один глубокомысленный трактат не расскажет юному почемучке о желаемом так, как расскажет игра.
Предлагаю вам вместе с чадом завести «копилку добрых дел». Для этого вам понадобится коробка или большая банка и много мелких игрушек, которые есть в каждом доме. Предложите ребёнку вспомнить, какие добрые дела он совершил за день, какие хорошие поступки совершили его друзья в детском саду или в школе. И за каждое названное доброе дело опустите в банку по небольшой игрушке. В этом случае игрушки выполняют роль жетонов. Поэтому мелкие фигурки и машинки можно заменить на красивые бусины или вырезанные из картона квадратики. Чем интереснее будут жетоны, тем с большей вероятностью ребёнок захочет поиграть. По этой же причине лучше использовать в роли копилки прозрачную банку или контейнер. Ребёнок будет видеть, сколько жетонов, то есть добрых дел, лежит внутри.
В процессе игры попросите ребёнка объяснить, почему он считает тот или иной поступок добрым. Если названный ребёнком случай не однозначный, подумайте вместе с чадом, почему это так. И что можно было бы сделать, чтобы жетон занял своё место в банке добрых дел?
Доброе дело — это когда делаешь что-то, думая в первую очередь не о себе, а о других. Подсказал дорогу заблудившемуся прохожему. Поднял чужой фантик на улице и выбросил его в урну. Помог младшему брату вскарабкаться на горку. Принял участие в уборке по дому и помог маме загрузить стиральную машинку.
Копилка добрых дел поможет ребёнку научиться быть чутким и внимательным к себе и потребностям окружающих его людей. Мог погулять с собакой, но вместо этого сидел перед телевизором? Что ж, возможно, завтра ребёнок сделает другой выбор.
Дела тогда становятся добрыми, когда совершаются с любовью, от чистого сердца, без надежды на похвалу. Поэтому не спешите хвалить ребёнка за наполненную жетонами копилку добрых дел, а расскажите, как сегодня он сделал чью-то жизнь лучше и помог другим.
Научите ребёнка делать добрые дела и радуйтесь вместе с ним.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.