Время от времени в интернете появляются сообщения об ученых, которые находятся на пути к открытию бессмертия - кто-то обещает остановить процессы старения в клетках, кто-то - переселить человеческое сознание в специально подготовленное для этого тело, как в фильме "аватар". Технически все это (пока, во всяком случае) чрезвычайно сомнительно, но сам вопрос об искусственном бессмертии стоит рассмотреть.
В поисках бессмертия нет ничего нового - мы, как и все живые существа на земле, умираем, и, в отличие от животных, мы знаем об этом. Люди давно пытались как-то обойти смерть - в Древнем Китае, например, при помощи различных алхимических манипуляций люди пытались создать "эликсир бессмертия". Мрачная ирония ситуации была в том, что все эти "эликсиры" были на деле страшно вредными и отнимали у их потребителей даже те годы, которые были отпущены им природой.
И вот люди надеются осуществить вековую мечту человечества - жить и не умирать. Допустим, у них получилось. Будет ли человеческая жизнь стоить того, чтобы длить ее вечно? Будем ли мы счастливы?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять: а что же лишает нас счастья сегодня? Перспектива смерти? Не только, и даже, наверное, не столько.
Мы уже сейчас могли бы жить значительно дольше, если бы, например, отказались от спиртного и табака, не вели войн и не совершали преступлений. Мы видим, как люди сами делают те годы, которые им отпущены, глубоко несчастными - и приближают смерть. Допустим, мы решили биологическую проблему смертности - решим ли мы этим проблему человеческого безумия, враждебности к природе, друг ко другу и к самим себе?
Не превратится ли вечная жизнь в вечное проклятие, в страшную тяготу для самого бессмертного и для других - как нередко тяготой становится и эта, краткая жизнь?
Библия обещает нам бессмертие - даром. Она говорит, что мы созданы для бессмертия и лишились его через грех. И наша главная проблема - не в том, что мы умираем. Наша главная проблема в том, что мы - грешны. Виновны, испорчены и отчуждены от Бога. Дать нам вечное продолжение существования в таких условиях - значит обречь нас на ад. Поэтому Бог и не дает нам жить вечно в нашем падшем состоянии. Мы все умрем - и это важная часть нашего исцеления. Чтобы освободиться от греха, мы должны обратиться к Иисусу Христу, положиться на Его обещание спасти нас и, когда придет наше время, и принять смерть как часть процесса нашего спасения, как врата к новой и несравненно лучшей жизни. Мы должны умереть, войти в состояние жизни вне тела, а потом Бог воскресит нас к вечной жизни - куда мы войдем глубоко преображенными, способными любить Бога и друг друга. Это бессмертие, которое мы получим от Бога, будет благословением - а техническое бессмертие было бы проклятием.
Впрочем, техническое бессмертие пока не достижимо. И слава Богу.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.