Ещё с давних времён, если ребёнок не мог уснуть, мать напевала ему колыбельную песню, и слушая мелодичный напев, ребёнок успокаивался. Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, как же он возник? В чём его особенность? На эти и многие другие вопросы ответит искусствовед, руководитель детской фольклорной студии, Анна Борисовна Теплова.
С.Бакалеева:
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал». Программа о самом дорогом – о семье и детях. Если вы так же, как и я ищете рецепты здоровья и счастья для ваших детей – оставайтесь с нами. А в гостях у нас фольклорист, искусствовед, мама пятерых детей Анна Борисовна Теплова.
А.Б.Теплова:
— Здравствуйте.
С.Бакалеева:
— Мало кто из нас может похвастаться, что мама, или бабушка пели им колыбельные песни в детстве. И все же многие мамы хотели бы уметь убаюкивать своих младенцев. Только вот в голову, обычно, кроме: «Не ложися на краю» ничего не приходит. Анна Борисовна, скажите, пожалуйста, все ли могут петь колыбельные песни?
А.Б.Теплова:
— Да, конечно, абсолютно все могут петь колыбельные песни.
С.Бакалеева:
— Нужно ли музыкальное образование, может быть даже консерваторское?
А.Б.Теплова:
— Нет, вот музыкального образования не нужно, но как минимум нужно, чтобы мама вам пела колыбельные песни в детстве. Дело все в том, что если говорить о колыбельной песне именно с точки зрения ее музыкальности, развития музыкальности ребенка, то это одна из самых продуманных, с моей точки зрения, систем в традиционном образовании и воспитании. Но, по счастью, только музыкальностью колыбельная песня не ограничивается.
С.Бакалеева:
— Ну, допустим, Вы нас убедили уже, очень хочется начать уже петь колыбельные песни. А если мама не пела в детстве и я не знаю ни слов, ни музыки, то с чего начать? Вот «Баю-баюшки баю» застряло в голове…
А.Б.Теплова:
— Это хорошо, если оно застряло в голове. Потому что «Баю-баюшки баю, не ложися на краю», оно относится как раз к традиционным колыбельным песням. А исследование, которое я проводила среди современных мам, они говорят о том, что на самом деле у них в голове только одна колыбельная песня. И эта колыбельная песня «Спят усталые игрушки». То есть та, которая транслировалась в течение уже 50-ти лет на нашем телевидении. Что надо сделать? Прежде всего, надо попробовать вспомнить и попытать свою маму, бабушку, или еще кого-то, кто у вас есть в зоне доступа для того, чтобы узнать, есть ли, на самом деле, у вас ваша собственная семейная традиционная колыбельная песня. Вот опять же, опыт показывает, что такая колыбельная песня есть. Второй вариант, ну мы живем в современном обществе и огромное количество теперь записей в интернете, можно узнать, услышать, увидеть. Единственный, с моей точки зрения, недостаток этих исполнений в том, что это авторские исполнения. А авторские исполнения – это всегда какая-то определенная трактовка, трактовка современная. Так как я уже говорила, что колыбельные песни – это не только музыкальные произведения, но прежде всего – это способ передачи смыслов культуры от взрослого к ребенку, тот тут уже становится очень значимым на самом деле тот самый факт, как текст колыбельной песни.
С.Бакалеева:
— Ой, а что такое смысл культуры? То есть, колыбельная – это же прежде всего песня. Как мы можем передать смысл культуры через колыбельную?
А.Б.Теплова:
— Как.. из песни слова не выкинешь – словом передается смысл, конечно. Не только мелодикой, не только…
С.Бакалеева:
— То есть, не случайно нельзя ложиться на краю?
А.Б.Теплова
— Безусловно. На краю нельзя не только ложиться, находиться. А понятие «край», оно очень психологически емко. Кстати, великолепный анализ этого понятия с психологической точки зрения дается в книге психолога Осориной, замечательная книга, называется «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Так вот край – это не только физическое пространство, но оно имеет, с нашей точки зрения, педагогический смысл. Как мы с вами понимаем, есть какой-то край, через который мы не можем перейти не только в физическом, но и в нравственном пространстве. И вот этот вот нравственный край, к сожалению, сейчас очень многие переходят. Может быть именно потому, что про «не ложися на краю» мало кто теперь помнит и знает.
С.Бакалеева:
— Что такого еще закодировано, зашифровано в колыбельных песнях, что мы можем передать своим детям?
А.Б.Теплова:
— Практически вся картина мира, включая пространство. Ну, вот я вам сейчас спою самую простую колыбельную песню, в ней всего три строчки: «А баю-баю-баю, дед пошел за рыбою, бабушка коров доить, ну отец дрова рубить». Ну, вот что здесь есть?
С.Бакалеева:
— Ну, в общем-то, все обычно, понятно, что…
А.Б.Теплова:
— Ну, на самом деле, здесь, прежде всего, есть большая трехпоколенная семья – мама, папа, бабушка, дедушка. В этой семье все работают, как мы видим. Мама качает, папа рубит дрова, дед пошел за рыбою, бабушка коров доит. Следующее, что там проявляется в этой колыбельной песне – это еще и пространство социума. Это пространство дома, в котором есть печь, в котором есть двор, в этом дворе коровы, за двором река, в реке рыбы и так далее и много всего, что открывается в трех строках на самом деле, самой простой колыбельной песни.
С.Бакалеева:
— Ну да, это не сложно даже запомнить.
А.Б.Теплова:
— Но это еще и не все, на самом деле. Такие серьезные вопросы, как, например: «Откуда, мама, я пришел?». На этот вопрос колыбельная песня дает самый конкретный ответ: «Бог тебя дал, Христос даровал, пресвятая похвала в окошечко подала». Так что, ребенок приходит в этот мир из мира христианского, из мира небесного, у него есть свои хранители: «Ангелы-хранители, Ваню не будите вы», или «Богородич Божья мать, да повали ребенка спать. Повали ребенка спать, да на шелковую кровать». Совершенно замечательные образы, которые говорят о том, что ребенок не только пришел к нам в мир от Бога, он имеет там своих защитников. Потом, следующий мир, который дают колыбельные песни – это мир семьи. Мы о нем уже говорили. И уже дальше только вот этот мир образов сказочно-мифологических. Это там Коток, там Сон и Дрема, Угомон, там злобный Бабай и в этом-то мире и происходят всякие отрицательные явления. Ну, например, там край. Во-первых, там появляются персонификации опасности, такие как волчок, или еще что-то, Бабай тот же, Бука.
С.Бакалеева:
— А не вредно пугать так детей на ночь?
А.Б.Теплова:
— Ну, между прочим, если внимательно почитать даже тексты просто колыбельных песен, то вы увидите, что никто из них никогда не нападет на ребенка, вообще это именно персонификация опасности, ее как бы только предъявление. Но взрослый, качающий, баюкающий ребенка, он всегда их блокирует. Поэтому, например: «Придет Бука», а что дальше поют в колыбельной песне? «Мы ему не отдадим, пригодится нам самим. Ты иди Бука на сарай, там лошадкам сена дай», - то есть Буке дается задание по работе, а ребеночек остается здесь. И между прочим, даже если знаменитый волчок, который там кого-то ухватит и утащит, что есть тексты в колыбельных, в которых наконец-то становится ясно, что же он там делает в этом лесу.
С.Бакалеева:
— Да, действительно?
А.Б.Теплова:
— Да, а что он там делает? А он там: «Найдет серый поясок, повешает на люлечку и станет качать, прибаюкивать, приговаривать».
С.Бакалеева:
— То есть, все кончится хорошо?
А.Б.Теплова:
— Все кончится безусловно хорошо. Вообще главная цель колыбельных песен, ну, кроме предъявления картины мира, на самом деле – это цель создать вокруг ребенка вот то состояние базового доверия к миру, без которого ребенок не развивается, без которого он потом впоследствии не сможет стать оптимистичным человеком, который уверен, что жизнь хороша, жить хорошо и всегда кто-то придет на помощь и тебе поможет.
С.Бакалеева:
— А папы, вообще традиционно, пели ли когда-нибудь колыбельные песни? И можно ли доверить такую значимую вещь, как мы теперь понимаем, папе?
А.Б.Теплова:
— Ну, папа он конечно может петь в ситуации очень крайней. Но вообще-то, этим занимались, если говорить о мужчинах – деды. Деды были самыми лучшими байщиками, самыми лучшими пествователями и дело все в том, что женщины они в основном занимались тем, что доили коров, или стирали пеленки, или еще какими-нибудь важными делами занимались, а вот дед то он и пел колыбельные, он рассказывал сказки, помните: «Будет вам и белка, будет и свисток». Но колыбельные… мужские колыбельные песни, они действительно существуют, они более, я бы сказала, энергичные, более такие ритмичные и очень красивые. Кстати, современным мамам очень нравятся.
С.Бакалеева:
— Анна Борисовна, где-то можно сейчас раздобыть тексты, мелодии, или это все настолько уже покрыто…
А.Б.Теплова:
— Если говорить о текстах, то текстов очень много. Достаточно много было уже опубликовано и в памятниках русского фольклора и просто отдельные были сборники. Тексты вы можете найти, посмотреть, почитать, увидеть то, что вам именно дорого. Ну не знаю, мне, например, такая очень нравится: «А баю-баю-баю, не ругаю, не браню. Все желаньицем зову», - ну какая прекрасная, оптимистичная…
С.Бакалеева:
— Прекрасная.
А.Б.Теплова:
— Колыбельная песня. А вот с мелодиями, конечно сложнее и я все равно считаю, что самое ценное – это услышать мелодию народного исполнителя в подлинном исполнении. Потому что там кроме мелодии, кроме текста, еще существует какое-то живое отношение. Потому что – это не просто исполнение ради исполнения, а это воссоздание ситуации, ситуации укачивания. И я могу единственное, что посоветовать, что в интернете, во всяком случае можно найти и подлинные исполнения.
С.Бакалеева:
— А что лучше – поставить запись с подлинным исполнителем, или все-таки попытаться хоть как-нибудь своими силами?
А.Б.Теплова:
— Нет, никаких записей, в общении с ребенком никаких записей. Ребенок, это же ваш ребенок, это же живое существо. Для него не важно, что там кто-то споет, для него важно, чтобы это спела его мама, папа, бабушка, брат, сестра, кто угодно – любой человек из его семьи. И вот тут-то совершенно не важно, есть у вас музыкальное образование, или нет. Дело все в том, что здесь очень важно отношение ваше, желание и поэтому никаких таких авторских исполнений здесь совсем не нужно. Здесь очень важно, чтобы была какая-то мелодия, был ваш текст и большая доза вашей любви к ребенку, конечно.
С.Бакалеева:
— То есть, вопреки страхам многих мам, сложно испортить музыкальный слух ребенку, даже если мы где-то чуть-чуть сфальшивим, или как-то что-то неправильно споем? Это не так страшно? Не так повредит нашему малышу?
А.Б.Теплова:
— Не так страшно, на самом деле гораздо страшнее записи. Дело все в том, что исследования психологов и физиологов говорят о том, что ребенок не воспринимает звук, записанный до момента, пока он сам не начинает говорить. До этого любая аудиозапись для него воспринимается, как шум. И поэтому мамы, которые думают, что они поставили ему замечательные колыбельные в исполнении замечательных исполнителей, то все уже хорошо. Нет! Вообще ребенок – это труд, ваш труд, ваш материнский труд и надо уметь и что-то ему сказать, и как-то его прихлопнуть и что-то ему такое спеть. Минимально музыкально и максимально с любовью.
С.Бакалеева:
— Спасибо огромное, Анна Борисовна. У нас в гостях была мама пятерых детей, фольклорист, искусствовед, Анна Борисовна Теплова. Если вы согласны с тем, что воспитание детей – это целая наука, значит эта программа для вас. Давайте вместе делать прогнозы, анализировать и не бояться экспериментов. С вами была Софья Бакалеева, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева
Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее пересмотреть многое: мысли, поступки, отношения с близкими, духовную жизнь.
«Знаешь, — говорила мне Катя, — долгие годы я верила формально: делала то, что требовалось, как говорится, чтобы все было хорошо. Что-то языческое, наверное, в этом было. Я даже Евангелие не читала. А сейчас стала читать, и мне вдруг открылся Христос. Живой, настоящий, любящий всех, и меня с моими проблемами. Теперь я иду в храм для встречи с Богом, говорю Ему о своих заботах, прошу помощи. Сердце наполняется радостью, и я верю, что все будет хорошо!».
Я порадовалась за подругу, за то, что случилась эта самая важная встреча в ее жизни. И еще подумала о том, что, на самом деле все хорошо уже сейчас, а не в каком-то близком или отдаленном будущем. Ведь непростые обстоятельства еще не изменились, а человеку уже стало легче и радостнее. Так вот действует Господь.
«Ты приняла свою ситуацию, смирилась, — сказала я Кате, — поняла, что все трудности, все непростые ситуации — это тоже от Господа. И тоже во благо. Сейчас ты это осознала. И значит, все хорошо уже сейчас».
Честно говоря, я переживала, найдут ли мои слова отклик у подруги, ведь она хотела изменить ситуацию, избавиться от навалившихся проблем. А я как будто предлагала порадоваться им. Но, к счастью, мы думали и чувствовали одинаково.
«Да, именно так! — сказала Екатерина, — я перестала волноваться и отчаиваться, я точно знаю, что мне эти испытания были необходимы. По-другому, возможно, я бы не узнала Господа так, как сейчас. А это — самое главное».
Конечно, мы продолжали молиться о том, чтобы всё в жизни моей дорогой Кати изменилось к лучшему в нашем, человеческом понимании. Но с тех пор на вопрос «как дела?» она всегда с улыбкой отвечает: «Все хорошо уже сейчас».
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
Ценная книга. Анна Жарая
Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно старалась применять в жизни те советы и правила, о которых рассказывали опытные духовники ими же она делилась и со мной. В числе этих правил, было обязательное ежедневное чтение Евангелия. Таким образом, у нас с мамой появилась совместная традиция.
В нашей семье Евангелие было очень красивое. Тяжелая большая книга, обложка которой вышита красивыми цветами из бисера.
С наступлением вечера, в скромной комнатке нашего общежития, перед сном я слушала мамино чтение. По мере моего взросления, мы стали меняться местами, теперь я читала маме, а она — слушала.
Время шло и наступал момент, когда мне необходимо было уехать из родного города, чтобы получить высшее образование в столице. За пару дней до отъезда мы с мамой пошли в храм.
Красивая воскресная служба! Открываются царские врата, дьякон торжественным басом начинает читать Евангелие, и тут я вижу озабоченный мамин взгляд, обращенный на меня... Она потом рассказала, что вдруг спохватилась, в ее мыслях пронеслось: «У Ани же не будет Евангелия! Как она без него поедет? Ведь наша книга громоздкая и тяжелая, она её не сможет довезти, а на новую у нас сейчас нет денег». Мама взмолилась: «Господи, как Аня уедет без Евангелия? Помоги! Управь!».
Литургия подошла к концу. Настало время проповеди нашего правящего епископа. По окончании богослужения, мы стали подходить ко кресту. И каково же было удивление моей мамы, когда, здесь же, каждому школьнику и студенту стали выдавать по небольшой книге. В нашем храме подобная практика случилась впервые.
Я получила заветную книгу в руки, показала её маме. На небольшой красной скромной книжке было красивым шрифтом напечатано — «Святое Евангелие».
Домой мы вернулись с тихой радостью и благодарностью Богу за заботу о нас.
С того случая прошло почти 10 лет и то самое Евангелие до сих пор со мной. Для меня там — инструкция к жизни, духовные рецепты, ведущие ко спасению и радости. И конечно еще и тепло от воспоминаний о нашей семейной традиции. Беру эту книгу в руки и окунаюсь в те вечера, где, мы семьёй открывали то самое, вышитое бисером наше домашнее Евангелие и слушали друг друга. Становится хорошо, тепло. И где бы я ни была, чувствую себя дома.
Я наглядно убедилась в том, что, если нам хочется чего-то полезного для души, если наши желания не противоречат заповедям Божиим, то Господь, верю, их исполнит, если будет на то Его Святая воля. И это — его дар. Правда, важно замечать, что хорошие события в нашей жизни — это не стечение обстоятельств. Это промысл. И благодарить Богу.
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Самостоятельный синдром. Анна Жарая
На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на свои собственные силы.
В какой-то момент эта самостоятельность загнала меня в тупик. Работа, которую я сама выбрала, перестала радовать. Я выгорела. Стало накрывать отчаяние. Может, и к лучшему так случилось, что пришлось уволиться. Предшественница вернулась на свою должность из декретного отпуска.
Я совсем не знала куда мне идти и какие действия предпринимать дальше в этой жизни.
Как вдруг в голову пришла мысль: «Трудничество! Надо уехать потрудиться в монастыре. И проблемы решать уже после, по возвращении». О том, что такое трудничество я имела мало понятия. Слышала, что там нужно слушаться — делать то, что скажут. А это — ровно противоположно тому, что я делала чаще всего.
Решила, что нужно ехать в Псково-Печерский монастырь. Сутки в поезде пролетели незаметно и, даже не успев дочитать книгу об этой обители, я уже оказалась на месте.
Печоры меня встречали непрекращающимся ливнем. Всё было не так, как я люблю, не так, как предполагала. Приехала в любимой красивой юбке, с макияжем и аккуратной прической. Пока я шла от остановки до ворот обители, тушь растеклась и смылась, выпрямленные волосы завились и растрепались, пышная юбка промокла насквозь и выглядела нелепо. Таким образом, в монастыре я оказалась в своем истинном виде без прикрас.
В тот же день мне дали послушание в трапезной. Необходимо было мыть посуду. Но только не так, как я привыкла это делать дома, а так, как мне скомандовали работницы, трудящиеся здесь очень давно.
«Господи, помоги! Боюсь, не успею и не смогу сделать то, что мне поручили», — молилась я.
Изможденная от бесчисленного количества тарелок, стаканов и вилок, я предполагала, что завтра работать уже не смогу, сил моих на это вряд ли хватит. И моя работа по профилю учителем, от которой, казалось, я выгорела, уже казалась не такой и сложной, если сравнивать её с тем послушанием, на котором я оказалась. И тут же я попросила Господа о новой работе. Я поняла, что хочу быть педагогом, но в другой сфере. Молилась и продолжала мыть посуду.
Каково же было моё удивление, когда по окончании работ заметила, что дикая усталость не давала привычного раздражения и апатии. Скорее — наоборот.
В Печорах я протрудилась неделю и с уверенностью готова сказать, что эта неделя — одна из самых счастливых в моей жизни. Именно там я нашла то самое спокойствие и умиротворение, которое до этого искала в своей повседневной самостоятельной жизни. Рецептом этого душевного мира и радости оказалось простое чередование физического труда по послушанию и молитвы. Того, чего мне раньше, как раз не хватало. Я была поражена, что счастью способствуют такие, на первый взгляд, обычные вещи.
Именно благодаря трудничеству в монастыре я стала учиться доверять Богу, а не надеяться только лишь на свои собственные силы.
Когда я вернулась домой, все мои проблемы дивно разрешились оптимальным образом. Эмоциональное состояние улучшилось, да и физическое тоже. И! Я удивительным образом устроилась на работу, о которой давно мечтала. Стала обучать музыке особых детей.
Но произошли все эти перемены только тогда, когда я полностью свою жизнь отдала в руки Божии и перестала надеяться на саму себя.
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение