Ещё с давних времён, если ребёнок не мог уснуть, мать напевала ему колыбельную песню, и слушая мелодичный напев, ребёнок успокаивался. Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, как же он возник? В чём его особенность? На эти и многие другие вопросы ответит искусствовед, руководитель детской фольклорной студии, Анна Борисовна Теплова.
С.Бакалеева:
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал». Программа о самом дорогом – о семье и детях. Если вы так же, как и я ищете рецепты здоровья и счастья для ваших детей – оставайтесь с нами. А в гостях у нас фольклорист, искусствовед, мама пятерых детей Анна Борисовна Теплова.
А.Б.Теплова:
— Здравствуйте.
С.Бакалеева:
— Мало кто из нас может похвастаться, что мама, или бабушка пели им колыбельные песни в детстве. И все же многие мамы хотели бы уметь убаюкивать своих младенцев. Только вот в голову, обычно, кроме: «Не ложися на краю» ничего не приходит. Анна Борисовна, скажите, пожалуйста, все ли могут петь колыбельные песни?
А.Б.Теплова:
— Да, конечно, абсолютно все могут петь колыбельные песни.
С.Бакалеева:
— Нужно ли музыкальное образование, может быть даже консерваторское?
А.Б.Теплова:
— Нет, вот музыкального образования не нужно, но как минимум нужно, чтобы мама вам пела колыбельные песни в детстве. Дело все в том, что если говорить о колыбельной песне именно с точки зрения ее музыкальности, развития музыкальности ребенка, то это одна из самых продуманных, с моей точки зрения, систем в традиционном образовании и воспитании. Но, по счастью, только музыкальностью колыбельная песня не ограничивается.
С.Бакалеева:
— Ну, допустим, Вы нас убедили уже, очень хочется начать уже петь колыбельные песни. А если мама не пела в детстве и я не знаю ни слов, ни музыки, то с чего начать? Вот «Баю-баюшки баю» застряло в голове…
А.Б.Теплова:
— Это хорошо, если оно застряло в голове. Потому что «Баю-баюшки баю, не ложися на краю», оно относится как раз к традиционным колыбельным песням. А исследование, которое я проводила среди современных мам, они говорят о том, что на самом деле у них в голове только одна колыбельная песня. И эта колыбельная песня «Спят усталые игрушки». То есть та, которая транслировалась в течение уже 50-ти лет на нашем телевидении. Что надо сделать? Прежде всего, надо попробовать вспомнить и попытать свою маму, бабушку, или еще кого-то, кто у вас есть в зоне доступа для того, чтобы узнать, есть ли, на самом деле, у вас ваша собственная семейная традиционная колыбельная песня. Вот опять же, опыт показывает, что такая колыбельная песня есть. Второй вариант, ну мы живем в современном обществе и огромное количество теперь записей в интернете, можно узнать, услышать, увидеть. Единственный, с моей точки зрения, недостаток этих исполнений в том, что это авторские исполнения. А авторские исполнения – это всегда какая-то определенная трактовка, трактовка современная. Так как я уже говорила, что колыбельные песни – это не только музыкальные произведения, но прежде всего – это способ передачи смыслов культуры от взрослого к ребенку, тот тут уже становится очень значимым на самом деле тот самый факт, как текст колыбельной песни.
С.Бакалеева:
— Ой, а что такое смысл культуры? То есть, колыбельная – это же прежде всего песня. Как мы можем передать смысл культуры через колыбельную?
А.Б.Теплова:
— Как.. из песни слова не выкинешь – словом передается смысл, конечно. Не только мелодикой, не только…
С.Бакалеева:
— То есть, не случайно нельзя ложиться на краю?
А.Б.Теплова
— Безусловно. На краю нельзя не только ложиться, находиться. А понятие «край», оно очень психологически емко. Кстати, великолепный анализ этого понятия с психологической точки зрения дается в книге психолога Осориной, замечательная книга, называется «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Так вот край – это не только физическое пространство, но оно имеет, с нашей точки зрения, педагогический смысл. Как мы с вами понимаем, есть какой-то край, через который мы не можем перейти не только в физическом, но и в нравственном пространстве. И вот этот вот нравственный край, к сожалению, сейчас очень многие переходят. Может быть именно потому, что про «не ложися на краю» мало кто теперь помнит и знает.
С.Бакалеева:
— Что такого еще закодировано, зашифровано в колыбельных песнях, что мы можем передать своим детям?
А.Б.Теплова:
— Практически вся картина мира, включая пространство. Ну, вот я вам сейчас спою самую простую колыбельную песню, в ней всего три строчки: «А баю-баю-баю, дед пошел за рыбою, бабушка коров доить, ну отец дрова рубить». Ну, вот что здесь есть?
С.Бакалеева:
— Ну, в общем-то, все обычно, понятно, что…
А.Б.Теплова:
— Ну, на самом деле, здесь, прежде всего, есть большая трехпоколенная семья – мама, папа, бабушка, дедушка. В этой семье все работают, как мы видим. Мама качает, папа рубит дрова, дед пошел за рыбою, бабушка коров доит. Следующее, что там проявляется в этой колыбельной песне – это еще и пространство социума. Это пространство дома, в котором есть печь, в котором есть двор, в этом дворе коровы, за двором река, в реке рыбы и так далее и много всего, что открывается в трех строках на самом деле, самой простой колыбельной песни.
С.Бакалеева:
— Ну да, это не сложно даже запомнить.
А.Б.Теплова:
— Но это еще и не все, на самом деле. Такие серьезные вопросы, как, например: «Откуда, мама, я пришел?». На этот вопрос колыбельная песня дает самый конкретный ответ: «Бог тебя дал, Христос даровал, пресвятая похвала в окошечко подала». Так что, ребенок приходит в этот мир из мира христианского, из мира небесного, у него есть свои хранители: «Ангелы-хранители, Ваню не будите вы», или «Богородич Божья мать, да повали ребенка спать. Повали ребенка спать, да на шелковую кровать». Совершенно замечательные образы, которые говорят о том, что ребенок не только пришел к нам в мир от Бога, он имеет там своих защитников. Потом, следующий мир, который дают колыбельные песни – это мир семьи. Мы о нем уже говорили. И уже дальше только вот этот мир образов сказочно-мифологических. Это там Коток, там Сон и Дрема, Угомон, там злобный Бабай и в этом-то мире и происходят всякие отрицательные явления. Ну, например, там край. Во-первых, там появляются персонификации опасности, такие как волчок, или еще что-то, Бабай тот же, Бука.
С.Бакалеева:
— А не вредно пугать так детей на ночь?
А.Б.Теплова:
— Ну, между прочим, если внимательно почитать даже тексты просто колыбельных песен, то вы увидите, что никто из них никогда не нападет на ребенка, вообще это именно персонификация опасности, ее как бы только предъявление. Но взрослый, качающий, баюкающий ребенка, он всегда их блокирует. Поэтому, например: «Придет Бука», а что дальше поют в колыбельной песне? «Мы ему не отдадим, пригодится нам самим. Ты иди Бука на сарай, там лошадкам сена дай», - то есть Буке дается задание по работе, а ребеночек остается здесь. И между прочим, даже если знаменитый волчок, который там кого-то ухватит и утащит, что есть тексты в колыбельных, в которых наконец-то становится ясно, что же он там делает в этом лесу.
С.Бакалеева:
— Да, действительно?
А.Б.Теплова:
— Да, а что он там делает? А он там: «Найдет серый поясок, повешает на люлечку и станет качать, прибаюкивать, приговаривать».
С.Бакалеева:
— То есть, все кончится хорошо?
А.Б.Теплова:
— Все кончится безусловно хорошо. Вообще главная цель колыбельных песен, ну, кроме предъявления картины мира, на самом деле – это цель создать вокруг ребенка вот то состояние базового доверия к миру, без которого ребенок не развивается, без которого он потом впоследствии не сможет стать оптимистичным человеком, который уверен, что жизнь хороша, жить хорошо и всегда кто-то придет на помощь и тебе поможет.
С.Бакалеева:
— А папы, вообще традиционно, пели ли когда-нибудь колыбельные песни? И можно ли доверить такую значимую вещь, как мы теперь понимаем, папе?
А.Б.Теплова:
— Ну, папа он конечно может петь в ситуации очень крайней. Но вообще-то, этим занимались, если говорить о мужчинах – деды. Деды были самыми лучшими байщиками, самыми лучшими пествователями и дело все в том, что женщины они в основном занимались тем, что доили коров, или стирали пеленки, или еще какими-нибудь важными делами занимались, а вот дед то он и пел колыбельные, он рассказывал сказки, помните: «Будет вам и белка, будет и свисток». Но колыбельные… мужские колыбельные песни, они действительно существуют, они более, я бы сказала, энергичные, более такие ритмичные и очень красивые. Кстати, современным мамам очень нравятся.
С.Бакалеева:
— Анна Борисовна, где-то можно сейчас раздобыть тексты, мелодии, или это все настолько уже покрыто…
А.Б.Теплова:
— Если говорить о текстах, то текстов очень много. Достаточно много было уже опубликовано и в памятниках русского фольклора и просто отдельные были сборники. Тексты вы можете найти, посмотреть, почитать, увидеть то, что вам именно дорого. Ну не знаю, мне, например, такая очень нравится: «А баю-баю-баю, не ругаю, не браню. Все желаньицем зову», - ну какая прекрасная, оптимистичная…
С.Бакалеева:
— Прекрасная.
А.Б.Теплова:
— Колыбельная песня. А вот с мелодиями, конечно сложнее и я все равно считаю, что самое ценное – это услышать мелодию народного исполнителя в подлинном исполнении. Потому что там кроме мелодии, кроме текста, еще существует какое-то живое отношение. Потому что – это не просто исполнение ради исполнения, а это воссоздание ситуации, ситуации укачивания. И я могу единственное, что посоветовать, что в интернете, во всяком случае можно найти и подлинные исполнения.
С.Бакалеева:
— А что лучше – поставить запись с подлинным исполнителем, или все-таки попытаться хоть как-нибудь своими силами?
А.Б.Теплова:
— Нет, никаких записей, в общении с ребенком никаких записей. Ребенок, это же ваш ребенок, это же живое существо. Для него не важно, что там кто-то споет, для него важно, чтобы это спела его мама, папа, бабушка, брат, сестра, кто угодно – любой человек из его семьи. И вот тут-то совершенно не важно, есть у вас музыкальное образование, или нет. Дело все в том, что здесь очень важно отношение ваше, желание и поэтому никаких таких авторских исполнений здесь совсем не нужно. Здесь очень важно, чтобы была какая-то мелодия, был ваш текст и большая доза вашей любви к ребенку, конечно.
С.Бакалеева:
— То есть, вопреки страхам многих мам, сложно испортить музыкальный слух ребенку, даже если мы где-то чуть-чуть сфальшивим, или как-то что-то неправильно споем? Это не так страшно? Не так повредит нашему малышу?
А.Б.Теплова:
— Не так страшно, на самом деле гораздо страшнее записи. Дело все в том, что исследования психологов и физиологов говорят о том, что ребенок не воспринимает звук, записанный до момента, пока он сам не начинает говорить. До этого любая аудиозапись для него воспринимается, как шум. И поэтому мамы, которые думают, что они поставили ему замечательные колыбельные в исполнении замечательных исполнителей, то все уже хорошо. Нет! Вообще ребенок – это труд, ваш труд, ваш материнский труд и надо уметь и что-то ему сказать, и как-то его прихлопнуть и что-то ему такое спеть. Минимально музыкально и максимально с любовью.
С.Бакалеева:
— Спасибо огромное, Анна Борисовна. У нас в гостях была мама пятерых детей, фольклорист, искусствовед, Анна Борисовна Теплова. Если вы согласны с тем, что воспитание детей – это целая наука, значит эта программа для вас. Давайте вместе делать прогнозы, анализировать и не бояться экспериментов. С вами была Софья Бакалеева, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 145. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые можно считать своего рода программой христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16–18). Этими своими словами святой апостол продолжил мысль, которая впервые была выражена ещё в Ветхом Завете, в частности, в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 145-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Автор псалма призывает не кого-нибудь, а свою душу непрестанно восхвалять Бога. И сам же себе отвечает, что да, он будет это делать, он будет воспевать Бога всё отпущенное ему на земле время. Впрочем, возможно и другое понимание оригинального еврейского текста псалма: как уверение в восхвалении Бога всей своей жизнью. Какой бы из вариантов понимания псалма мы ни предпочли, они оба хороши, и оба позволяют нам задуматься о том, как возможно такое восхваление Бога — до последнего вздоха или же всей жизнью.
Псалом помогает нам с поиском ответа на этот вопрос. Прежде всего, человеку необходимо освободиться от самой нашей главной иллюзии — от надежды на самих себя и на других людей: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Далее псалом продолжил эту мысль, сказав, что люди смертны, а потому они не могут быть основой надежды, а Бог — может.
Да, действительно, надежда на кого-то, кроме Бога, — это то, что лишает нас действенной молитвы, ведь зачем нам молитва, если мы сами способны решить все свои проблемы, если мы сами настолько сильны, что способны стать на место Бога? Человеку свойственно забывать, что в конечном итоге всё решает Бог, а не какие-либо, пусть и самые могущественные люди. Опыт человечества показывает, что наиболее прочные общественные договорённости с течением времени утрачивают свою силу, наиболее влиятельные люди уходят, а покорившие полмира империи внезапно перестают существовать. Но Бог был, есть и будет, а потому каким бы обворожительным в своей блистательной силе ни был окружающий нас мир, о Боге как основе основ забывать не стоит.
Поэтому да, псалмопевец абсолютно прав, «блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). Нас может удивить использованная здесь формулировка — «Бог Иаковль». Во-первых, она указывает на то, что речь идёт о Едином Истинном Боге, а не об одном из многочисленных божков языческого пантеона. А во-вторых, такая формулировка говорит о глубокой личной связи с Богом как ещё об одной основе Его восхваления. Бог здесь — не некий безликий абсолют, не непостижимая сила, Бог — близкая человеку Личность, с которой праведник общается так же, как и с любой другой личностью, и такое общение не может надоесть, ведь познавший Бога человек не может не любить Его, а если мы любим, то общение не может ни наскучить, ни надоесть, для общения с Любимым мы всегда найдём время, мы будем жаждать общения с Ним, будем стремиться сделать его непрестанным.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Крылатое выражение — «незаменимых нет» — несёт на себе зловещий отпечаток, но всё же в чём-то соответствует действительности. В чём? Хотя бы в том, что не нужно из людей делать кумиров. Всё равно ничего не получится. Сама жизнь разобьёт ошибочные представления в пух и прах. А тот, кто поддался искушению возвести человека (пусть и достойного) на почти божественную высоту, потом будет очень горько раскаиваться. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 13-й главы своего послания к Евреям, что читается сегодня в храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям, то есть к христианам Иерусалимской церкви, которая первоначально состояла из этнических евреев, было написано апостолом Павлом в связи с печальным событием — гибелью от рук гонителей первого епископа, то есть руководителя, Иерусалимской церкви святого Иакова. Иаков был сводным братом Господа Иисуса Христа, то есть являлся сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков вёл самый благочестивый образ жизни — и с точки зрения христианства, и с точки зрения иудаизма. Что привело к тому, что Иакова стали именовать «Праведным». Это, впрочем, не помешало врагам Церкви епископа умертвить.
Члены Иерусалимской общины после гибели Иакова впали в самую настоящую панику. Они так восхищались добродетелями своего наставника, что незаметно для себя самих, стали воспринимать его как неповторимого и незаменимого. Конечно, достичь высот праведности Иакова было очень сложно. Но это не означало, что никто в принципе не способен его заменить на посту епископа. Это, во-первых. А во-вторых — не следует забывать очень важную вещь. Церковью руководит не человек, а Бог. И Господь служит тем крепким камнем, на котором Церковь стоит и не разрушится, не исчезнет вплоть до конца света.
Но христиане Иерусалима о том, похоже, забыли. И апостол Павел постарался их и вразумить, и утешить с помощью услышанного нами сегодня послания. Павел, у которого, кстати, с Иаковом имелись некоторые разногласия, признаёт величие праведности покойного, но напоминает читателям, что в Иерусалиме есть другие достойные люди, способные стать преемниками погибшего епископа.
И в завершение Павел просит не забывать о Христе — истинном главе и пастыре Церкви. Апостол пишет: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Таким образом, всякий, кто будет хранить единство со Христом, будет в Церкви пребывать. И это касается и мирян, и клириков. Последние же, по мысли Павла, должны помнить, что приводить людей они должны именно к Богу, а не к себе. Никто из священнослужителей не должен поддаваться искушению считать себя наместником Христа на земле. Иначе такой клирик станет жертвой лукавой гордости — погубит и себя, и тех людей, что ему, на свою беду, доверились.
Апостол Павел пишет, как отличить настоящего пастыря от самозванца. Нужно следить за тем, чтобы у священнослужителя имелась добрая совесть и деятельное стремление во всём и всегда вести себя честно. Ровно так же должны поступать и миряне, и о себе ничего лишнего не фантазируя, и из других не делая идолов. Таким образом, апостол Павел призывает нас просить у Господа Бога мудрости, рассудительности, здравомыслия и смирения, чтобы не приписывать ни себе, ни кому-либо ещё чего-то лишнего. Но крепко помнить заповедь Божию: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер












