Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 1-11. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 1-11

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Две истории переплетаются в сегодняшнем чтении — и обе связаны с приёмом Иисуса как почётного гостя в доме известного фарисея. Приглашать на субботний обед кого-нибудь из духовных учителей считалось очень благочестивым поступком — но из текста Евангелия мы видим, что сюда Иисуса позвали «не просто так!» За Ним внимательно наблюдают — и при всей внешней благорасположенности среди фарисеев уже зреют раздражение и неприязнь.

То, как Себя ведёт в этой ситуации Иисус, не может не шокировать. Прекрасно зная, что фарисеи ищут повод, чтобы уличить Его в самозванстве, Он нарочито исцеляет на глазах у всех больного водянкой — а после этого ещё и комментирует, как званные выбирают места. Неужели Иисус специально провоцирует собравшихся? Думаю, что дело в другом. Он, как совершенно здоровый и душевно, и духовно, остаётся неизменным в любой ситуации. Что бы ни происходило вовне, Он всегда остаётся Самим Собой, не пытаясь, как это зачастую делаем мы, «подстраиваться», «корректировать линию поведения», «вспоминать про корпоративную этику» или целиком «тонуть в политкорректности». Спаситель спокойно делает то, что считает необходимым — и при этом понимает, насколько неприятно видеть окружающим такую внутреннюю свободу.

Сегодняшнее чтение призывает нас задуматься над тем, насколько в каждом из нас есть этот внутренний стержень, который, словно позвоночный столб в физическом теле, держит на себе всё остальное? Здесь есть две одинаково опасных крайности: первая — когда позвоночник словно каменный столб, совершенно негибок и неспособен даже немного изменять своё положение. Таких людей называют «упрямыми», «неуступчивыми», «вредными», «ригидными». Противоположная крайность — это, с позволения сказать, «сверхподвижность» позвоночника, его нестабильность — когда он перестаёт выполнять свою функцию — быть опорой для остальных мышц и связок. О таких людях так и говорят — «бесхребетный», «беспринципный», «бесхарактерный». Нормальная ситуация — это когда мы можем и наклониться, и даже согнуться — но только до определённого предела, после которого мы останавливаемся и понимаем: ещё немного — и хребет будет сломан. Но если в теле об этой крайней точке нам сигнализирует появляющаяся боль — то как мы можем различить в душе, когда мы подошли к красной черте, за которой произойдёт наш глубинный, внутренний «слом»?

Чтобы расслышать, как сигнализирует наша душа о приближении к пределу, надо учиться навыку, очень важному для духовной жизни — а именно «внутрьпребыванию», как его назвал святитель Феофан Затворник. Что это такое? Умение при любых внешних обстоятельствах, при любых размышлениях, переживаниях или действиях удерживать фокус внимания внутри сердца. Это состояние внутренней «собранности», когда силы души не растекаются кто куда, а воедино собраны в сердце — и поэтому способны услышать, когда что-то начинает происходить недолжным образом.

Ведь чаще всего мы не слышим, как «сигнализирует» наша душа, потому что рассредоточены, расстроены, или, напротив, слишком сильно чем-то увлечены — и поэтому пропускаем эти пусть и несильные, совсем ненавязчивые — но очень значимые сигналы. Только тот может сказать о себе, что он — свободный человек, кто находится вниманием у своего сердца и господствует, возвышается над любыми движениями души!

Помоги же нам, Господи, научиться быть внимательными к своему сердцу и не оставлять без внимания его сигналы!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!