Монастырь святой Марины,укрывшийся под сенью Кипарисовой рощи на берегу Босфора, погружался в сумерки. Его настоятель, иеромонах Симеон, тяжело болел, и молодой послушник Никита усердно ограждал старца от посетителей из окрестных сёл, искавших утешения и исцеления. Вот и сейчас он громким шёпотом выговаривал бедной крестьянке, держащей на руках мальчика лет четырёх, что та пришла некстати.
НИКИТА:
Как не вовремя ты, сестра! Старец забылся сном, и тревожить его я не стану! Да, твой мальчик болен, но и отец Симеон нездоров.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ:
Что там у тебя, Никита?
Послушник хотел пожаловаться на крестьянку, но старец возразил.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ
Пусть войдёт раба Божия.
Мать, тихая, как тень, замерла на пороге кельи. Отец Симеон с трудом поднялся и, опираясь на руку Никиты, подошёл к женщине. Он взглянул на немощное дитя и осенил себя крестом. По щекам его текли слёзы. Старец велел принести лампаду, горящую перед иконой святой Марины, и помазал ребенка маслом, шепча молитву. Мальчик открыл глаза и попросил есть.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ:
Ступай, Никита, проводи наших гостей в храм на ночлег. И позаботься о том, чтобы они поужинали.
Никита с изумлением смотрел на мальчика, вприпрыжку скакавшего перед ним по монастырской тропинке. Невозможно было поверить, что несколько минут назад этот ребенок был недвижим. Послушник не однажды становился свидетелем чудес, совершавшихся по молитве подвижника, но всякий раз бывал потрясён до глубины души.
НИКИТА:
Как удается тебе, отец, вернуть к жизни изнурённое болезнью тело?
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ:
Не я, но Господь исцеляет. Он так близок к нам, грешным, что слышит всякую просьбу. И разве может Отец дать камень сыну, просящему хлеба?
НИКИТА:
Откуда в тебе такая вера, что Господь рядом? Не всем людям дано жить в предстоянии Богу, но лишь избранным.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ:
Послушай, что расскажу я тебе. Один юноша прочёл, что для стяжания даров Святого Духа важно следовать голосу совести, исполнять заповеди Христовы и молиться в чистоте сердца. Он стал с усердием исполнять предписанное. Его молитвы становились все более внимательными и усердными. И однажды ночью, когда он произносил «Боже, милостив буди мне, грешному» скорее умом, чем устами, внезапно комната наполнилась светом. Свет заполнил всё пространство, и юноша не сознавал, где он находится — на земле или на небе. Он плакал от радости, какой прежде никогда не испытывал. Ему показалось, что видение длилось один миг, когда же оно закончилось, оказалось, что минула ночь. Сосредоточь своё сердце на Боге, Никита, очисти его, не будь двоедушным, ищи Создателя — и милостивый Господь непременно откроет тебе Своё благое присутствие.
Симеон рассказывал о самом себе. Чудесное событие, происшедшее с ним в юности, определило всю его дальнейшую жизнь. В конце десятого века, в возрасте двадцати семи лет он поступил в Константинопольский Студийский монастырь, где стал учеником святого Симеона Благоговейного. Позднее перешёл в находящуюся неподалеку обитель во имя святого Маманта, но при этом продолжал пользоваться наставлениями своего духовного отца. Симеон младший стал игуменом небольшой монашеской общины и четверть века управлял ею. В пожилом возрасте он основал монастырь святой Марины на берегу Босфора, где провёл остаток жизни. Биография старца была бы похожа на другие жизнеописания монахов десятого-одиннадцатого веков, если бы не одна её особенность. Бог открылся Симеону столь явно, что подвижник не мог об этом молчать. Он свидетельствовало явлениях Божественного света и словами, и обильными чудотворениями, призывал каждого постичь радость богообщения. Преподобный Симеон написал множество молитвенных гимнов, каждый из которых — проникновенная проповедь о том, как воочию узреть славу и величие Творца.
«Кто хочет увидеть сей свет невечерний,
Тот должен всегда соблюдать свое сердце
От страстных движений, от помыслов скверных,
От гнева, смущения, клятв лицемерных.
Внимать себе должен и злобы не помнить,
Людей не судить даже в помыслах сердца,
Быть внутренне чистым, в словах откровенным,
Быть искренним, кротким, спокойным, смиренным.
Трапеза его пусть не будет богатой,
Молитву и пост да хранит неослабно.
И весь его подвиг, и дело любое,
И всякое слово — да будет с любовью».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».