
Фото: Pisit Heng/Unsplash
Согласно Священному писанию и Преданию, мир, в котором мы живём — не единственный из существующих. Рядом с нами есть и мир невидимый, населённый бесплотными существами. Но что конкретно нам о них известно? Можем ли мы ощутить их участие в нашей жизни? Насколько вообще доступно человеку общение с ними? Эти вопросы поставил перед собой известный блогер, священник Константин Пархоменко в своей книге «Ангелы и бесы».
За ответами обратился к Библии, святоотеческому преданию, трудам христианских философов и современному духовному опыту. Начиная своё повествование с описания мира Ангелов, автор указывает на то, где в Библии можно найти свидетельства о творении Богом небесных сил; приводит цитаты и ссылки. Он рассказывает о природе Ангелов, их разнообразии и иерархии. Доступным современным языком священник Константин Пархоменко вводит читателя в интереснейшую богословскую дисциплину, которая так и называется — ангелология. Читатели узнают, кто такие Ангел Хранитель, Ангел Мира и Ангел Господень; чем отличаются друг от друга архангелы, серафимы и херувимы; есть ли у ангелов имена и что они означают.
Автор приводит немало чудесных историй о том, как ангелы являлись людям. Например, рассказ известного ирландского проповедника ХХ века Франка Деффа, в дом к которому однажды глубокой ночью постучался, грязный, одетый в лохмотья, мальчик и просил ночлега. Франк впустил ребёнка. А наутро гость... исчез! Выйдя из дому в недоумении, Франк встретил кухарку, которая сказала, что видела, как из дома выходил невероятной красоты мальчик. Женщина восхищалась им, но ни разу не упомянула ни о его грязи, ни о лохмотьях. «Я думаю, что тогда приютил ангела» — написал позже Дефф.
Начиная во второй главе своей книги разговор о бесах, автор упоминает о том, что, как ни странно, по сути своей и они тоже — ангелы. Но ангелы тьмы, падшие, восставшие против Бога и низвергнутые с Неба. Из этой главы читатели не только узнают, откуда взялся сатана, чем рискуют люди, обращающиеся к услугам гадалок и «экстрасенсов», как бесы могут вредить людям и порабощать их, но, самое главное — как бороться с этими тёмными сущностями, как не допустить их влияния на свою жизнь.
Священник Константин Пархоменко сумел раскрыть для современного читателя столь непростую тему на основании Священного писания и Предания. Автор надеется, что его книга станет не просто увлекательным чтением, но, может быть, и поможет кому-то изменить свою жизнь — так, чтобы рядом всегда были Ангелы, а не бесы.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова