
Фото: Pisit Heng/Unsplash
Согласно Священному писанию и Преданию, мир, в котором мы живём — не единственный из существующих. Рядом с нами есть и мир невидимый, населённый бесплотными существами. Но что конкретно нам о них известно? Можем ли мы ощутить их участие в нашей жизни? Насколько вообще доступно человеку общение с ними? Эти вопросы поставил перед собой известный блогер, священник Константин Пархоменко в своей книге «Ангелы и бесы».
За ответами обратился к Библии, святоотеческому преданию, трудам христианских философов и современному духовному опыту. Начиная своё повествование с описания мира Ангелов, автор указывает на то, где в Библии можно найти свидетельства о творении Богом небесных сил; приводит цитаты и ссылки. Он рассказывает о природе Ангелов, их разнообразии и иерархии. Доступным современным языком священник Константин Пархоменко вводит читателя в интереснейшую богословскую дисциплину, которая так и называется — ангелология. Читатели узнают, кто такие Ангел Хранитель, Ангел Мира и Ангел Господень; чем отличаются друг от друга архангелы, серафимы и херувимы; есть ли у ангелов имена и что они означают.
Автор приводит немало чудесных историй о том, как ангелы являлись людям. Например, рассказ известного ирландского проповедника ХХ века Франка Деффа, в дом к которому однажды глубокой ночью постучался, грязный, одетый в лохмотья, мальчик и просил ночлега. Франк впустил ребёнка. А наутро гость... исчез! Выйдя из дому в недоумении, Франк встретил кухарку, которая сказала, что видела, как из дома выходил невероятной красоты мальчик. Женщина восхищалась им, но ни разу не упомянула ни о его грязи, ни о лохмотьях. «Я думаю, что тогда приютил ангела» — написал позже Дефф.
Начиная во второй главе своей книги разговор о бесах, автор упоминает о том, что, как ни странно, по сути своей и они тоже — ангелы. Но ангелы тьмы, падшие, восставшие против Бога и низвергнутые с Неба. Из этой главы читатели не только узнают, откуда взялся сатана, чем рискуют люди, обращающиеся к услугам гадалок и «экстрасенсов», как бесы могут вредить людям и порабощать их, но, самое главное — как бороться с этими тёмными сущностями, как не допустить их влияния на свою жизнь.
Священник Константин Пархоменко сумел раскрыть для современного читателя столь непростую тему на основании Священного писания и Предания. Автор надеется, что его книга станет не просто увлекательным чтением, но, может быть, и поможет кому-то изменить свою жизнь — так, чтобы рядом всегда были Ангелы, а не бесы.
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема