В детстве Игорю Сикорскому часто снилось, что он летит на большом воздушном корабле. Сон воплотился в реальность: через несколько десятков лет Сикорский станет изобретателем и конструктором самолётов и вертолётов. Создатель легендарных моделей «Илья Муромец» и «Русский Витязь», он вошёл в историю как отец авиации. Однако его стремление к небу не ограничивалось полётом конструкторской мысли. Игорь Иванович Сикорский, православный христианин, стал автором нескольких глубоких богословских работ, изданных в сборнике под названием «Небо и небеса».
Сикорский писал свои тексты в Америке, куда, категорически не согласный с политикой большевиков, был вынужден эмигрировать в 1918 году. Неудивительно, что российские читатели познакомились с литературным наследием легендарного авиаконструктора лишь сравнительно недавно. Но сразу же оценили поразительную глубину его творчества.
Богословские размышления Сикорского основываются на святоотеческой традиции Церковного Предания. И в то же время, в них чувствуется взгляд человека эпохи технического прогресса, к которому Игорь Иванович имел непосредственное отношение. Поэтому тексты сборника «Небо и Небеса» полны подчас неожиданных и своеобразных, но таким образом более понятных современному читателю сравнений и примеров.
Так, статью «Отче наш. Размышления о молитве Господней» автор неожиданно начинает... с рассказа об электронном способе передачи информации, когда множество данных можно одновременно передать по одному кабелю. И сравнивает это со способностью Христа передавать несколько смыслов или посланий в одном предложении. По мнению Сикорского, в каждую строчку молитвы «Отче наш» Господь вложил столь обширное и основательное значение, что оно включает не только всё, о чем человек может просить Создателя, но и косвенно раскрывает главные истины о Боге, человеке и его месте во вселенной.
В другом своём тексте, названном «Эволюция души», автор попытался проследить процесс духовного совершенствования человеческого разума — «от подобия зверя к подобию Божию». Естественность устремления человека от земли к Небесам автор уподобил зародышу зерна, которое «использует почву лишь как точку опоры, чтобы нежный росток, пробиваясь сквозь грунт, преодолевая силу земного притяжения, тянулся к золотому солнцу и синему небу».
В сборник вошли четыре основные статьи Игоря Сикорского. Кроме того, в книге читатели найдут уникальный фотоальбом, позволяющий увидеть, каким был человек, для которого в жизни не было ничего важнее, чем Небо и Небеса.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.