Кто из нас, устав от повседневной рутины хотя бы раз в жизни не желал отправиться куда-нибудь на необитаемый остров? Ведь часто сменить обстановку не получается даже на курорте: та же суета, те же люди вокруг... А хочется найти такой уголок, куда не проникал бы шум большого города, и где хотя бы на время можно было забыть о надоевших проблемах. Писатель Иван Шмелев открыл для себя такое удивительное место, которое посетил еще в юности, и спустя многие годы написал о нем повесть - "Старый Валаам".
В ней с самого начала будоражит буквально каждая строчка, - и это несмотря на спокойный, размеренный и по-шмелевски простой стиль повествования. Когда читаешь, как ранним пасмурным утром пассажиры поднимаются на пароход, чтобы пересечь Ладожское озеро, - ощущаешь и себя где-то посреди этой пестрой людской толпы. А потом чувствуешь, как бросает старенький пароход с волны на волну, и вместе со всеми пристально всматриваешься в дымку на горизонте, из которой вдруг выныривает громадное и сверкающее - Валаам… Как будто не книгу читаешь, а смотришь фильм в формате 3D: все объемно, ярко и очень, очень близко.
Но главное - читая "Старый Валаам" Ивана Шмелёва, действительно с головой погружаешься в тишину. Только валаамская тишина - особенная. Она - живая. В ней - и крики чаек, и перезвон монастырских колоколов, и лесное птичье многоголосье, и плавный, неспешный разговор монахов. Людей на Валааме писатель тоже увидел других - как бы впитавших в себя эту тишину, ставших с ней единым целым. И даже неуместная, казалось бы, громкая песня рыжеволосого послушника, везущего паломников на лодке по скитам, не нарушает спокойствия, а только подчеркивает его.
Кстати, изначально Иван Шмелёв планировал поездку в Валаамский монастырь как... свадебное путешествие. Об этом писатель рассказывает в самом начале книги, и с высоты прожитых лет даже слегка укоряет себя тогдашнего за дерзость и самонадеянность. Но тут же признается, что не будь этого, пусть и не совсем осознанного, юношеского путешествия на Валаам, - и жизнь его, возможно, сложилась бы по-иному.
И действительно - замечательно, что оно было! Ведь и нам досталось от него немного озерного воздуха, напоённого ароматами трав, густые сумерки над бескрайними водами Ладоги, и силуэты куполов на темном вечернем небе. А еще - возможность в любое время сбежать от суеты и проблем в "Старый Валаам" Ивана Шмелёва.
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 146. На струнах Псалтири
(Аллилуия.)
1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая.
2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.
3 Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их.
4 Исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.
5 Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим.
6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.
7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.
8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку);
9 дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.
10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит;
11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.











