Много лет назад, когда я ещё учился в школе, со мной произошёл случай, который вспоминаю до сих пор. Однажды мы с братом решили поучаствовать в забеге на десять километров. Мероприятие общегородское, ответственное. Опыта подобных соревнований у нас не было. Однако в нашем классе был друг, который уже знал, что это такое. Он тоже участвовал в забеге и вызвался нам помогать.
Перед началом состязания одноклассник объяснил мне и брату, как правильно распределить силы. Призывал не спешить, иначе можно и до финиша не дотянуть. Кроме того, он обещал нам подать сигнал, когда можно будет ускориться. Мы бежали рядом с другом, сдерживая скорость и ожидая условленного знака.
Вскоре я заметил, что нас стали обгонять сначала молодые, спортивного вида люди, а потом и пенсионеры и даже младшие школьники. Когда меня обошёл совсем маленький мальчик, я понял: что-то здесь не то. Мы переглянулись с братом и рванули вперёд, оставив одноклассника позади. Финишную линию мы пересекли под громкие возгласы зрителей, хотя были далеко не первыми. Люди удивлялись, откуда у нас столько энергии в конце дистанции. Мы бежали так быстро, словно за спиной было не десять километров, а сто метров. А потом ждали друга-одноклассника. И довольно долго. Он так берёг свои силы, что завершил соревнование одним из последних.
После забега мы с братом не стали переживать по поводу своих неважных результатов и винить в этом нашего друга. У нас появился хороший опыт. И полезный вывод: надо бежать, ориентируясь не только на советы бывалых спортсменов, но и на свои возможности.
Вспоминаю этот случай из спортивной жизни и на ум приходит параллель из жизни духовной. Я размышляю о тех, кто стремится жить по-христиански и впервые приходит в храм. Таким людям важно не только внимать советам других прихожан. Пусть и воцерковлённых. Не менее важно прислушиваться к самому себе. Чтобы разумно использовать полученные советы и приобретать свой уникальный опыт. Тогда духовные усилия не пропадут даром, и результаты внутренней работы будут вдохновляющими.
19 июля. Об исполнении Христом наших просьб

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова некоторого начальника, обращённые ко Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».
Об исполнении Христом наших просьб — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет получить от Бога помощь, особенно в исцелении недугов или каких-либо других бедственных положениях в своей жизни. Но не всегда, когда мы просим Бога, мы получаем эту помощь. Почему? Не потому, что Бог удерживает её. Нет. Бог свою помощь не удерживает. Бог свою помощь посылает каждому человеку, если он с верой обратится к Богу, Господь ему поможет.
Так евангельский начальник, обратившись ко Христу, попросил о помощи. Но в чём разница нашей просьбы и его просьбы? Мы попросим Бога, потом начинаем думать: а как Он это сделает? А когда? А почему не сейчас? А давай побыстрее? Или ещё как-нибудь?
Нет. У нас не должно быть таких размышлений и постоянных таких вот сомнений. А поможет ли Он мне? А не поможет? А я, может быть, грешный человек? Нет. Мы должны попросить Бога о том, чтобы Господь помог нам. Как евангельский начальник сказал: «Дочь моя теперь умирает. Приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива». И всё. И Господь уже встал тут же и пошёл, и помог.
Поэтому и наша молитва должна Богу быть простой. Господи, помоги. А уж как Господь поможет — Господь сам знает. Аминь.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О боли апостола Павла об иудеях

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава».
О боли апостола Павла об иудеях — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ни для кого не секрет, что апостол Павел любил свой народ, ибо евреям даны были заветы, и законоположения, и богослужения, и обетования. Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог. Преданность своему народу апостол выразил таким сравнением, что готов был бы отдать самое ценное, что у него было, — единство со Христом, лишь бы вернуть евреев к истинному богопочитанию.
Но правда должна торжествовать, поэтому апостол раскрывает в той же девятой главе причины отпадения иудеев, указав, что они искали не в вере, а в делах закона. Да и сам Господь наш сказал про них: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём». То есть Христос своим пришествием вскрыл их греховные язвы, болезни гордыни и превозношения, самолюбия и даже человеконенавистничества.
Поэтому, скорбя о таком ожесточении сердец, однажды, будучи в Коринфе и уча в синагоге, святой Павел, видя, как они противились и злословили, отряс одежды свои, сказал к ним: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».
Будем же и мы внимательны к правде Божьей, чтобы и нам не потерять избрание Христово и Его милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О почитании Собора Радонежских святых

Сегодня 19 июля. Собор Радонежских святых.
Об их почитании — протоиерей Игорь Филяновский.
Первые списки учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского были составлены в XVII веке. Примерно в то же время были написаны первые групповые иконы Радонежских святых — «Троицкие игумены и преподобный Сергий — соученики». Со временем сложилась традиция почитания святых учеников и последователей преподобного Сергия.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых, совершаемое на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Список Собора содержал имена 78 подвижников — святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них преподобный Никон Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Андроник Московский, преподобный Андрей Рублёв и многие другие. Сегодня этот список содержит имена уже 96 подвижников.
В 2014 году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника Лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых, чьи подвиги и благочестие оставили глубокий след в истории Русской Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема