Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 15-18
Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 1-4

В чтении, которое мы сейчас слышали, две основные темы: это соблазн и прощение. Образ мельничного жернова, который был настолько тяжёлым, что для его вращения необходима была сила крупных животных — это очень сильный образ для иудейского сознания. Евреи вообще боялись моря как враждебной стихии: представить же себе мельничный жернов на шее, в морской пучине — едва ли можно было представить себе что-то более кошмарное.
В библейском контексте слово «соблазн» главным образом связано с отношениями между Богом и человеком: соблазн — это незаметная ловушка, в которую легко попасть — и тем самым разрушить завет с Богом, потерять связь с Ним. Нередко человек, действуя, возможно, даже из самых благих побуждений, оказывается для другого таким соблазном — от этого никто не застрахован. Любое слово, любое действие, для кого-то может послужить причиной его падения — и быть абсолютно уверенным в том, что ты нигде и никогда никого ничем не соблазнил — невозможно. Получается, что каждый из нас — обречён? Что мельничные жернова уже невидимо висят на нашей шее — осталось лишь оказаться в морской пучине?
Заметим, что слова о соблазнах тотчас же уравновешиваются словами о прощении. Да, мы много согрешаем друг против друга — но если есть понимание этого, если есть стремление вырваться из этого порочного круга греха — Христос призывает нас научиться прощать. Он снова приводит гротескный образ: семь раз в день досадить человеку — и столько же раз искренне раскаяться и стараться всеми силами больше так не поступать — это надо очень постараться!
Но в чем же состоит проблема прощения — если этому Иисус уделяет столько внимания? Почему в определенных ситуациях нам легко прощать, а в других — к этому надо идти порой долгие годы? Само слово «прощение» связано со славянским «прост» — то есть «свободен». Там, где есть непрощение — значит, есть претензии, которые связывают человека и удерживают его в рабском, зависимом положении. Получается, когда мы долго не хотим прощать — это, как ни странно прозвучит, почему-то нам выгодно! Где-то в голове мы придумали — зачастую неосознанно — некую матрицу, модель отношений, в которых для нас уготована роль «обиженных», а для других — роль «обидчиков». Годами, а то и десятилетиями мы можем двигаться по одной и той же колее — не понимая, почему снова и снова всё происходит по одному и тому же сценарию. Как можно не обижаться — когда тебя явным образом обижают? Это кажется совершенно невозможным!
Но давайте внимательнее посмотрим на причины обиды. Как правило, обида возникает от неразрешённого конфликта между тем, как с моей точки зрения должны ко мне относиться — и тем, как в реальности со мной поступают. То есть это конфликт прежде всего в области представлений внутри самого человека. Поэтому обидчивый человек легко расстраивается из-за совсем необидного для другого замечания. Получается, что в основе любой обиды лежит уверенность в том, что нарисованная моим сознанием картина мира — единственно правильная, и любая попытка её подкорректировать исключена. Более того: обида — это сильнейшая агрессия, только обращённая не вовне, а внутрь, пожирающая самого обиженного — и что самое ужасное, у каждой обиды есть своя особая «сладость», к которой легко можно привыкнуть как к неотъемлемой части жизни.
Сегодня Христос призывает нас вырваться из плена наших обид в свободу детей Божиих. Ведь на каждую обиду, возникающую в нашем сердце, можно смотреть как на загоревшийся индикатор, который показывает: именно в этом месте наша «операционная система» даёт сбой, значит, здесь надо потрудиться, разобрать, что не так, чтобы в следующий раз этого разрушительного напряжения внутри уже не возникало!