На Торговой стороне Великого Новгорода только и разговоров было, что о боярском сыне Феодоре. Марья, жена сапожника Степана, принесла с базара удивительные новости.
МАРЬЯ:
Что делается-то, отец! Соседей-то наших родовитых сын, никак, ума лишился! Полгода прошло, как родители померли, а уж у него от всего богатства только старый армяк остался. Дом, хозяйство, земли — всё продал, по ветру пустил! Вот горе-то какое! А всё, видно, от большой учёности! Уж больно он до книг с детства охоч был!
Степан выслушал Марью, не прерывая работы. Он мастерил сапоги из красной сафьяновой кожи, ловко орудуя шилом.
СТЕПАН:
Ты, мать, не тарахти. Мало ли глупостей бабы на базаре болтают, а ты повторяешь. Не так прост Федор, как вам, пустомелям, видится. Отец его, Царствие Небесное, человек был почтенный, набожный. Сына он в ученье отдал, чтобы тот о Боге больше узнать мог. И матушку Федину, покойницу, только добром помянуть можно. От неё он милостивое сердце унаследовал. Скажи-ка мне, помнишь ли ты слово Христово: «Продай своё имение и следуй за Мной?». То-то и оно, что не помнишь. А Федор не только в сердце своем этот наказ сберёг, но и в жизни воплотил.
МАРЬЯ:
Да ведь он на днях, люди сказывали, последние монеты нищим возле новой Фёдоровской церкви роздал! Сам-то на что жить станет? Ни одеться, ни в рот положить нечего!
СТЕПАН:
Храм этот Фединому святому покровителю посвящён, великомученику Фёдору Стратилату. Там он ещё отроком больше времени проводил, чем в доме родном. Что ж ты удивляешься, что он убогих, при этой церкви кормящихся, милует? А на что жить Фёдор станет — про то Господь ведает.
В четырнадцатом веке в Великий Новгород съезжались купцы со всей Руси. От щедрот богатых торговцев и питался Фёдор, оставшись без крова над головой — кто теплый платок ему подаст, кто пирог, а кто и монетку. Люди быстро забыли о том, что он — сын знатных и богатых родителей и жалели его, как бездомного.
Все подарки Фёдор раздавал нуждающимся, а сам ел так мало, что оставалось удивляться, чем человек жив. Федора видели молящимся по ночам на церковной паперти, а где и когда он спал, оставалось для всех загадкой. Одетый в лохмотья, с нечёсаными волосами, он производил впечатление безумного, однако, в его бессвязной речи люди все чаще слышали назидательный смысл. Скажет Фёдор: «Берегите хлеб, дорог будет хлеб», — наступает засуха и приносит с собой неурожай и голод. Обронит: «Это место станет чисто, хорошо здесь будет репу сеять» — пожар уничтожает все дома там, где он это произнёс. Новгородцы стали относиться к Фёдору как к святому, блаженному, и искали в его словах предостережения от бед, грозящих городу.
Не только стихийные бедствия представляли опасность для Великого Новгорода. Жители Торговой и Софийской сторон — районов, разделённых рекой Волховом, страдали от междоусобиц. Блаженный Феодор своими нелогичными поступками, словно притчами, обличал эти конфликты, доходившие порой до братоубийства. Вместе с юродивым Николаем, подвизавшимся на Софийской стороне, они разыгрывали целые представления! И не обратить внимания на эти поучительные действа было просто невозможно.
МАРЬЯ:
Слышал, отец, что сегодня юродивые учудили? Фёдор на Софийскую сторону перебрался, а Николай его там хворостиной встречает! «Ты, — говорит, — почто к нам? Никак украсть чего хочешь?». И ну Федю стегать! А тот ругается, на чём свет стоит! Бросился наутек, огородами, да не к мосту, а прямо к реке! И как по земле бежал, так по воде свой путь и продолжил!
СТЕПАН:
Да ну?.. Милостив Господь! Чудесами нас, грешных, вразумляет. Неужто и после такого обличения продолжат новгородцы избивать друг друга лишь за то, что живут по разные стороны моста?
В первый февральский день 1392 года блаженный Феодор был особенно радостен и светел. «Чему веселишься, Федя?», — спрашивали горожане, и он отвечал со счастливой улыбкой: «Прощайте меня, далеко ухожу от вас!». К вечеру святой отошел в вечность. Начался отсчёт его нового служения людям — предстательства пред Богом, небесного покровительства.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема