
Казахская степь и гора Улытау.
Фото: https://ru.wikipedia.org/
Холодным петербургским утром в марте 1870 года государыня императрица Мария Александровна приняла необычную посетительницу. Из далёкого Уральска, из прикаспийских степей к ней приехала с прошением Мария Косминична Кабанова, родом киргизка из мусульманской семьи (киргизами же в то время называли нынешних казахов).
— Ваше Величество! — говорила Кабанова. — Двенадцать лет назад я приняла православную веру и пожелала вывести из заблуждения бывших моих единоверцев. Крестилось уже пятьдесят человек, но эти новокрещённые не могут снискать для себя ни убежища, ни пропитания. Прошу Вашей Высочайшей милости для бедствующих новокрещённых киргизок!
Императрица, давно помогавшая делу православной миссии, очень тепло отнеслась к просьбе, дала Кабановой сто рублей и велела своему секретарю Морицу подготовить письма в поддержку Марии Косминичны в адрес влиятельных лиц.
Так простая женщина из прикаспийских степей обрела поддержку самой государыни, митрополита Московского Иннокентия и основанного ими Православного миссионерского общества.
Судьба Кармызы, как звали Кабанову до крещения, была трудной. Испытывая постоянные издевательства со стороны жестокого мужа, она сбежала в русское поселение. Узнав и полюбив Православие, Кармыза поселилась в городе Уральске, где и приняла в 1859 году, в возрасте двадцати восьми лет, крещение с именем Мария.
Подобно апостолу Павлу, который скорбел о неверующих иудеях, Мария имела великую печаль и непрестанное мучение сердца оттого, что её соплеменники не знали Истины. И она приступила к апостольским трудам.
Некогда бежавшая из родных мест, теперь она бесстрашно посещала киргизские селения с проповедью Православия. Она говорила о христианском нравственном законе, об истинном Боге, Который пришёл на землю ради спасения людей от греха. Особенно её проповедь западала в душу молодёжи. Сотни киргизских девушек решались принять веру и уйти к Марии Кабановой в Уральск. Она давала им приют в своей квартире и помогала готовиться ко Крещению. А во время самого Крещения и богослужений она переводила молитвы на язык киргизов — ведь русского они почти не знали.
Конечно, пути назад для новокрещённых не было: родные считали их предателями и порой были готовы к расправе. И на саму Марию Косминичну было совершено несколько покушений.
Кабанова же стала для православных киргизов духовной матерью, помогала им найти жильё и работу и даже создать семью. Но материальных средств было очень мало. Именно это побудило Марию Косминичну обратиться к государыне за поддержкой.
Тридцать лет Мария Косминична совершала апостольские труды, приведя к вере более двухсот своих единоплеменников. Она скончалась в 1890 году, незадолго до смерти приняв монашеский постриг с именем Манефа.
Как вспоминал знавший её священник Виссарион Голованичев, «велика была её вера, сила её христианской любви. Она не жалела своих средств, не дорожила своим здоровьем, не искала себе покоя, находя великую радость и смысл своей жизни в просвещении и обращении ко Христу близких по крови людей».
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О довольствовании тем, что имеем

В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании тем, что имеем, — священник Николай Дубинин.
В Послании к филиппийцам апостол Павел пишет очень драматичные вещи, очень сердечные. Он говорит: «Братья, вы обо мне заботились, да и я сам научился быть довольным всем тем, что у меня есть. Я умею жить в скудости, — он говорит, — умею жить в изобилии. И научился всему, чтобы насыщаться и терпеть голод, быть и в изобилии, и в недостатке».
Вот эта универсальность и способность Бога благодарить за всё, что есть, она должна быть приличной каждому христианину. Нельзя быть добрым христианином только тогда, когда у тебя всё хорошо.
Иногда от нас требуется подвиг — благодарить Бога и со смирением принимать и скорби, и недостатки, и тесноту, которая выпадает нам в жизни.
Именно это и есть существенный подвиг настоящей христианской жизни — оставаться Богу благодарными за всё: и за хорошее, и за те испытания, которые выпадают нам в жизни. Этим и проверяется наша подлинная вера и доверие Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







