После смерти пророка Моисея его преемником, возглавившим израильский народ, стал вождь по имени Иисус, сын Навина.
Призывая Иисуса к совершению великого деяния — завоеванию Ханаана, Бог заверил его, что Он будет с ним, как был с Моисеем, лишь бы сам Иисус оставался твёрд и мужественен и не уклонялся от Закона ни направо, ни налево.
Первый город, захваченный Иисусом Навином в Ханаане, — Иерихон — в библейские времена находился в восьми километрах западнее Иордана. Прежде чем напасть на этот хорошо укреплённый город, Иисус Навин послал в него соглядатаев, чтобы высмотреть городские укрепления. Имена разведчиков священный автор не называет, но подробно описывает историю их спасения жительницей города Иерихона, по имени Раав. Почему же она помогла врагам? Оказывается, как она сама призналась соглядатаям, ей было открыто, что Господь отдал эту землю израильскому народу. Раав исповедует перед пришельцами веру в единого Бога: Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу.
В Новом Завете поступок Раав был осмыслен как пример веры и добрых дел. Раав не только вошла в общество Израиля, но стала причастна к прародителям Мессии: она упоминается в родословии Господа Иисуса Христа. Накануне завоевания города Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул и видит, и вот стоит перед ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: «Наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришёл сюда». Иисус пал лицом своим на землю и поклонился, и сказал ему: «Что господин мой скажет рабу своему?» Вождь воинства Господня сказал Иисусу: «Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято». Иисус так и сделал.
Это явление имеет очевидные параллели с богоявлением пророку Моисею на Синае. Оно должно было убедить Иисуса: как Господь был с Моисеем, так Он будет и с ним.
При взятии Иерихона произошло новое чудо. По велению Божию израильтяне шесть дней обходили город вокруг, а в седьмой день обошли его семь раз, затрубили в трубы и закричали, после чего стены города обрушились.
Несмотря на то что Иисус Навин вёл настоящие военные действия, священный автор всякий раз подчёркивает, что Земля Обетованная досталась израильтянам не силою оружия, а является Божиим даром, ибо Сам Господь сражался за Израиль.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема








