Что только ни услышишь про современное поколение и их любовь к гаджетам: «Смартфоны убивают мозги!», «видеоигры калечат психику детей!». Даже появилось новое заболевание — номофобия — боязнь остаться без мобильного телефона. Взрослые пытаются справиться с гаджетозависимостью детей по-разному. Например, во Франции с 2018 года запретили в школах телефоны и планшеты — и это совершенно правильно, потому что в школе детям следует учиться, а не смотреть в экран.
Но так ли вредны гаджеты, как о них говорят? Или это просто недоверие взрослых к новым технологиям, консерватизм старого поколения?
Никогда бы не подумала, что буду рассказывать о пользе планшетов, защищать гаджеты. Ведь в нашей семье я — самый стойкий борец с детской гаджетозависимостью. Я всегда ограничиваю пребывание ребенка со смартфоном, ругаюсь, если он надолго зависает в виртуальном пространстве.
Но вместе с тем, я должна признать, что любое современное устройство: хоть смартфон, хоть планшет — всего лишь инструмент. Его можно использовать, как во вред, так и на пользу. С помощью определенных сайтов можно, к примеру, учиться: там есть самые разные видеоуроки по всем предметам, куча лекций, семинаров, мастер-классов. Нередко мы с Ильей смотрим уроки по истории, математике. Видеоигра может быть тоже обучающей: знания по истории, географии, физике и химии даются в интересной форме.
Если же мы будем искусственно ограничивать ребенка, пытаться соорудить вокруг него безвиртуальное пространство, вряд ли ребенок скажет нам спасибо, когда ему удастся вырваться. Могу привести в пример одну мою знакомую семью. Своих детей родители лишили не только гаджетов, но и телевизора, журналов, газет: ребята читали исключительно духовную литературу. Как только они попадали в гости, они жадно кидались к каждому экрану, хватали в руки каждый журнал и газету.
Поэтому нужно постараться сделать все, чтобы уменьшить вред от пользования гаджетами. Прежде всего, познакомить ребенка с правилами сетевой безопасности и следить за их соблюдением. Установить определенные границы: к примеру, сидеть с телефоном не более часа в день и только после того, как сделаны все уроки.
И самое главное: чтобы виртуальный мир не заменял ребенку реальный, жизнь ребенка должна быть наполнена интересными занятиями, новыми впечатлениями. Можно устраивать иногда день совместной цифровой перезагрузки: например, выходные с полностью отключенными гаджетами у всех членов семьи. Если ребенок будет вести насыщенную реальную жизнь, ему будет не до смартфона. Ведь когда человек часто встречается с друзьями, занимается интересными делами, читает захватывающие книги, он не стремится убежать в виртуальный мир. И к тому же, не надо забывать, что ребенок берет пример с родителей. Если сами взрослые все время сидят в своих гаджетах, предпочитая интернет-общение разговору с родным человеком, что тогда требовать от своих детей?
Получить Рождественский онлайн-путеводитель от «Клевер Лаборатории»
«Клевер Лаборатория» — один из проектов Радио ВЕРА, который помогает педагогам и родителям говорить с детьми о традициях, ценностях, религиозной культуре живо и современно.
В преддверии Нового года и Рождества Христова команда «Клевер Лаборатории» подготовила семейный онлайн-путеводитель. Он поможет разобраться в новогодних и рождественских традициях, а также в понятной форме рассказать детям о сути Рождества. На страницах путеводителя читатели найдут подборки интересных книг и фильмов, идеи для совместного семейного досуга и многое другое, что наполнит праздничные дни радостью и смыслом.
Юлия Селюкова, руководитель проекта «Клевер Лаборатория», поделилась с нами своей историей празднования:
«До 4 класса моё девство было советское. Каждые каникулы меня отправляли к бабушке, и 8 или 9 января она собирала моих троюродных братьев и сестёр, друзей и устраивала детский праздник. У нас были всякие игры, конкурсы и особенное угощение, и так вплоть до подросткового возраста. Ещё с 1 по 7 января в валенке для меня лежали подарки. Самые значимые я находила 1 и 7 числа, а в промежутке мандарин или конфету. Я удивлялась, почему мы так поздно празднуем Новый год. А гораздо позже узнала, что это вовсе не Новый год с опозданием, а Рождество Христово. Те детские праздники я вспоминаю с теплом и стараюсь сделать новогодние и рождественские дни особенными для своей семьи».
Команда проекта «Клевер Лаборатория», вдохновлённая личным опытом, подготовила семейный онлайн-путеводитель, который поможет вам сделать праздничное время весёлым, тёплым и запоминающимся. Поддержите выпуск путеводителя, сделав любой благотворительный взнос, и получите издание по электронной почте со 2 по 25 декабря. Узнать об этом больше можно на сайте «Клевер Лаборатории»: https://news.clever-lab.pro/christmas/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послание апостола Павла к Филиппийцам ». Священник Дмитрий Барицкий
У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о послании апостола Павла к Филиппийцам: об истории написания, главных мыслях и о том, чем оно важно для нас сегодня.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Елена Николаева
У нас в гостях была член Общественной палаты Москвы, президент Национального агентства малоэтажного и комплексного строительства Елена Николаева.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, о важности реализации и развития данных Богом талантов, а также о том, как она ощущает поддержку Бога в сложных делах и обстоятельствах.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова