Что только ни услышишь про современное поколение и их любовь к гаджетам: «Смартфоны убивают мозги!», «видеоигры калечат психику детей!». Даже появилось новое заболевание — номофобия — боязнь остаться без мобильного телефона. Взрослые пытаются справиться с гаджетозависимостью детей по-разному. Например, во Франции с 2018 года запретили в школах телефоны и планшеты — и это совершенно правильно, потому что в школе детям следует учиться, а не смотреть в экран.
Но так ли вредны гаджеты, как о них говорят? Или это просто недоверие взрослых к новым технологиям, консерватизм старого поколения?
Никогда бы не подумала, что буду рассказывать о пользе планшетов, защищать гаджеты. Ведь в нашей семье я — самый стойкий борец с детской гаджетозависимостью. Я всегда ограничиваю пребывание ребенка со смартфоном, ругаюсь, если он надолго зависает в виртуальном пространстве.
Но вместе с тем, я должна признать, что любое современное устройство: хоть смартфон, хоть планшет — всего лишь инструмент. Его можно использовать, как во вред, так и на пользу. С помощью определенных сайтов можно, к примеру, учиться: там есть самые разные видеоуроки по всем предметам, куча лекций, семинаров, мастер-классов. Нередко мы с Ильей смотрим уроки по истории, математике. Видеоигра может быть тоже обучающей: знания по истории, географии, физике и химии даются в интересной форме.
Если же мы будем искусственно ограничивать ребенка, пытаться соорудить вокруг него безвиртуальное пространство, вряд ли ребенок скажет нам спасибо, когда ему удастся вырваться. Могу привести в пример одну мою знакомую семью. Своих детей родители лишили не только гаджетов, но и телевизора, журналов, газет: ребята читали исключительно духовную литературу. Как только они попадали в гости, они жадно кидались к каждому экрану, хватали в руки каждый журнал и газету.
Поэтому нужно постараться сделать все, чтобы уменьшить вред от пользования гаджетами. Прежде всего, познакомить ребенка с правилами сетевой безопасности и следить за их соблюдением. Установить определенные границы: к примеру, сидеть с телефоном не более часа в день и только после того, как сделаны все уроки.
И самое главное: чтобы виртуальный мир не заменял ребенку реальный, жизнь ребенка должна быть наполнена интересными занятиями, новыми впечатлениями. Можно устраивать иногда день совместной цифровой перезагрузки: например, выходные с полностью отключенными гаджетами у всех членов семьи. Если ребенок будет вести насыщенную реальную жизнь, ему будет не до смартфона. Ведь когда человек часто встречается с друзьями, занимается интересными делами, читает захватывающие книги, он не стремится убежать в виртуальный мир. И к тому же, не надо забывать, что ребенок берет пример с родителей. Если сами взрослые все время сидят в своих гаджетах, предпочитая интернет-общение разговору с родным человеком, что тогда требовать от своих детей?
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.