Сложно или просто сегодня поститься? Поститься сложно, конечно. Духовная сторона поста важна. Разумеется, лучше в пост ограничить себя и телесно, и душевно: и колбасу не есть, и телевизор не смотреть.
Если говорить о телесной стороне поста, то вообще хорошо бы ощутить, что такое неядение. Ведь поститься в подлинном смысле этого слова — это значит вообще не есть и не пить. Надо разделить понятия «говение» и «пост». Говение — это воздержание от каких-то видов пищи. Допустим, я не ем сейчас яичницу, но ем жареный или маринованный шпинат. Значит, я говею. Не ем ничего — я пощусь.
В древности существовала такая аскетическая практика — не вкушать пищу до девятого часа (по современному счету это 3 ‒ 4 часа дня). А потом уже, когда солнце проходит высшую точку и начинает катиться к закату, тогда можно чего-нибудь поесть. Или можно есть чуть-чуть, когда стемнеет, а тяготу дня проводить без еды и питья. Ещё можно в какие-то дни только пить, но не есть. Вот это уже пост.
Это то, что духовники могут рекомендовать здоровым людям.
В любом случае Великий пост должен быть эталоном, мерилом всего остального. И надо говорить и о посте внутреннего человека, и о посте внешнего человека.
Для того чтобы понять ценность поста, нужно прежде всего самым серьезным образом отнестись к Великому посту. Как Пасха — мать всех воскресных дней, так Великий пост — мать всех остальных постов. С него нужно начинать, и он должен быть возвеличен как долговременное упражнение в воздержании.
Пост очень много может дать человеку. Правильно постящийся может ощутить удивительную и незнакомую до того концентрацию ума и бодрость мысли. Если прожить правильно один Великий пост, то захочется повторять этот опыт.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема