
Фото: Ralph Hammann
Мало кто знает, что в пригороде Страсбурга – маленьком городке Эшо – вот уже много веков хранится великая христианская святыня – мощи святой Софии и саркофаг, в котором когда-то находились останки ее дочерей: Веры, Надежды, Любови.
Согласно церковному жизнеописанию святые София и ее дочери жили в Риме во втором веке по Рождестве Христовом. В 137 году они стали жертвами языческих гонений. Язычники потребовали от святой Софии отречься от Христа. Когда она отказалась, гонители жестоко умертвили ее трех маленьких дочерей – Веру, Надежду, Любовь. Софию же заставили смотреть на их муки. После же оставили ее, невредимую, погребать погибших дочек. София скончалась на третий день после смерти своих дочерей. До восьмого века святые останки мучениц пребывали в Риме. В восьмом веке часть мощей святой Софии и мощи ее дочерей перевезли во Францию – город Эшо. Здесь в то время располагался женский монастырь. В нем и было решено поместить святыню. Мощи мучениц располагались в особом каменном саркофаге в главном храме обители. В течение веков сюда со всех концов Европы съезжались паломники. Известны случаи появления богомольцев из Руси.
В годы Великой французской революции, как и множество иных храмов, обитель в Эшо была разрушена. Монахиням удалось вынести мощи мучениц и спрятать их. К сожалению, о месте тайника теперь ничего не
известно. В конце девятнадцатого века обитель в Эшо была восстановлена. А уже в середине века двадцатого сюда из Рима привезли две оставшиеся в Италии частицы мощей святой Софии. Одну поместили в каменный саркофаг – точную копию утраченного. А вторую - в хрустальный реликварий, ларец, который стоит над саркофагом.
В 2003 году в Страсбурге появился русский православный храм во имя всех святых. Благодаря ему в Эшо стали приезжать многочисленные православные паломники. Ведь с 2012 года 30 сентября по новому стилю по инициативе прихода в день памяти святых мучениц в Эшо у гробницы мучениц начали служить Литургию. Сегодня в Эшо съезжаются сотни богомольцев – выходцев из России, стран СНГ. Кроме того, помолиться вместе с русскими приезжают православные румыны, сербы, греки, живущие во Франции. Среди молящихся у мощей мучениц можно встретить и православных французов.
В ходе Литургии в день памяти мучениц используются церковнославянский, молдавский, французский языки. По окончании Литургии устраивается крестный ход. В его главе несут хрустальный реликварий с частицей мощей святой Софии, а также икону святых мучениц. Бывает, к крестному ходу присоединяются и французы-католики.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о французском городке Эшо и гробнице мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.
31 июля. Об отношении к еде

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Об отношении к еде — священник Александр Сапунов.
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Видишь ли, как он от частного предмета перешёл в получение к общему и преподал нам превосходное правило — прославлять Бога во всём». Свидетель говорит нам о том, что всякое наше действие должно быть прославлено Светом Христовым и строиться вокруг Его личности, особенно когда это касается простых и элементарных вещей, таких как питание.
Ведь, дорогие слушатели, призваны мы апостолом Павлом осознавать, что жизнь — это дар, за который мы должны прославлять нашего Творца в наших делах и в каждом нашем мгновении.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О личности богослова Василия Бажанова

Сегодня 31 июля. В этот день в 1883 году отошёл ко Господу доктор богословия, императорский духовник, протопресвитер Василий Бажанов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот замечательный священник с энциклопедическим кругозором, знаток, как это водилось, древних и новых языков, богослов, незаурядный преподаватель, был духовником последовательно Николая Павловича I, Александра Николаевича II и Александра Александровича III. А стало быть, трудами отца Василия Бажанова созидался внутренний мир трёх помазанников божьих.
Его учебник об обязанностях христианина, специально написанный для государя Александра Николаевича, будущего императора, стал самым популярным пособием как в духовных, так и в светских учебных заведениях. А значит, уже не только монархи, но сотни и тысячи русских людей впитывали в себя основы христианского благочестия по труду, занявшему своё место в системе российского образования.
На его средства была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства. Может быть, не столько на средства, сколько по его инициативе, но и взносы протопресвитера Василия в это заведение, несомненно, поступали.
Помолимся об упокоении души этого русского священнослужителя и пожелаем современным клирикам Московской патриархии набирать тот духовный вес и ту молитвенную сосредоточенность. В наш турбулентный век смешения и брожения умов люди такого статуса, и не просто статуса, но такой духовной мощи, конечно же, очень нужны для выработки в нашем самосознании устойчивости, преданности небесному Отечеству и бескорыстного служения Отечеству земному.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О святости преподобного Памвы Нитрийского

Сегодня 31 июля. День памяти преподобного Памвы пустынника, Нитрийского, жившего в четвертом веке и взявшего на себя подвиг безмолвия.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
Подвиг молчальничества, подвиг воздержания от слов порой воспринимается искусственно. Монах берёт и даёт обет — зарок — не говорить сколько-то лет, не общаться. Однако здесь речь не идёт о том, что если кто-то попросит помощи, подсказки, то монах должен сказать: «Ой, у меня табличка, я не могу говорить». А речь идёт о том, чтобы ценить каждое слово.
Преподобный Памва, который жил в отдалённой Нитрийской пустыне — то есть, с одной стороны, не так далеко от Александрии, а с другой стороны, уже далеко от источников, от оазисов, там, где сложно подвизаться, и там, куда не приходят паломники, жаждущие наставления. Тем не менее, конечно, и до него добирались, зная о его праведной жизни, монахи, которые пытались задать ему какой-то вопрос.
Но преподобный Памва ни в коем случае им не отказывал. Просто он мог по нескольку месяцев размышлять над вопросом, и если человек дожидался или приходил вновь, обязательно ему давал ответ.
Поэтому точно так же не нужно брать и лицемерить, и бросаться: с одной стороны, всегда объяснять и подсказывать, если ты что-то знаешь. Но и не нужно, с другой стороны, брать и лицемерить, и говорить: «Ой, я такой бедный, недостойный», — а внутри думать: «Ой, какой я смиренный и совершенный, никому ничего не советую».
Если ты можешь человеку подсказать, то просто подожди, подумай, поразмысли, порасспрашивай его, и, возможно, ты ему сам не дашь ответа, но подскажешь, куда человеку пойти, к кому обратиться, чтобы он смог ответ на свой духовный вопрос получить.
Все выпуски программы Актуальная тема