Мало кто знает, что в пригороде Страсбурга – маленьком городке Эшо – вот уже много веков хранится великая христианская святыня – мощи святой Софии и саркофаг, в котором когда-то находились останки ее дочерей: Веры, Надежды, Любови.
Согласно церковному жизнеописанию святые София и ее дочери жили в Риме во втором веке по Рождестве Христовом. В 137 году они стали жертвами языческих гонений. Язычники потребовали от святой Софии отречься от Христа. Когда она отказалась, гонители жестоко умертвили ее трех маленьких дочерей – Веру, Надежду, Любовь. Софию же заставили смотреть на их муки. После же оставили ее, невредимую, погребать погибших дочек. София скончалась на третий день после смерти своих дочерей. До восьмого века святые останки мучениц пребывали в Риме. В восьмом веке часть мощей святой Софии и мощи ее дочерей перевезли во Францию – город Эшо. Здесь в то время располагался женский монастырь. В нем и было решено поместить святыню. Мощи мучениц располагались в особом каменном саркофаге в главном храме обители. В течение веков сюда со всех концов Европы съезжались паломники. Известны случаи появления богомольцев из Руси.
В годы Великой французской революции, как и множество иных храмов, обитель в Эшо была разрушена. Монахиням удалось вынести мощи мучениц и спрятать их. К сожалению, о месте тайника теперь ничего не
известно. В конце девятнадцатого века обитель в Эшо была восстановлена. А уже в середине века двадцатого сюда из Рима привезли две оставшиеся в Италии частицы мощей святой Софии. Одну поместили в каменный саркофаг – точную копию утраченного. А вторую - в хрустальный реликварий, ларец, который стоит над саркофагом.
В 2003 году в Страсбурге появился русский православный храм во имя всех святых. Благодаря ему в Эшо стали приезжать многочисленные православные паломники. Ведь с 2012 года 30 сентября по новому стилю по инициативе прихода в день памяти святых мучениц в Эшо у гробницы мучениц начали служить Литургию. Сегодня в Эшо съезжаются сотни богомольцев – выходцев из России, стран СНГ. Кроме того, помолиться вместе с русскими приезжают православные румыны, сербы, греки, живущие во Франции. Среди молящихся у мощей мучениц можно встретить и православных французов.
В ходе Литургии в день памяти мучениц используются церковнославянский, молдавский, французский языки. По окончании Литургии устраивается крестный ход. В его главе несут хрустальный реликварий с частицей мощей святой Софии, а также икону святых мучениц. Бывает, к крестному ходу присоединяются и французы-католики.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о французском городке Эшо и гробнице мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.