Почему некоторые дети не могут дружить со своими сверстниками и выбирают для дружбы детей помладше? С таким вопросом нередко обращаются родители школьников, которых волнует отсутствие у ребенка друзей среди сверстников.
Существует немало причин того, почему ребенок выбирает дружбу с детьми младше себя: например, недостаток уверенности в своих силах, отсутствие признания среди одноклассников или обычный детский инфантилизм.
Общение в детском коллективе протекает по собственным, очень непростым законам. Для того, чтобы быть успешным в этой среде недостаточно быть просто дружелюбным ребенком и хорошо учиться.
Самыми востребованными среди школьников становятся энергичные самостоятельные ребята, уверенные в себе и умеющие завоевывать авторитет. Не каждый ребенок сразу обладает подобными качествами, но многие развивают их в общении с детьми более младшего возраста. Такая разновозрастная дружба удовлетворяет потребность старшего ребенка в признании, а младшего — в общении с более старшими ребятами. Оба чувствуют себя легко и свободно, поэтому дружба подобного рода нередко бывает очень крепкой. Постепенно самооценка старшего ребенка растет, навыки общения расширяются, а это именно то, что нужно для того, чтобы почувствовать себя комфортно с ровесниками.
Иногда родители сами стимулируют инфантилизм ребенка, невольно задерживая его в мире детства. Ведь младшие дети более послушны и с ними легче общаться, а мир подростков — это сплошные проблемы. Гиперопека и излишний контроль родителей часто приводят к тому, что ребенок действительно чувствует себя еще маленьким и выбирает друзей, которые ему психологически ближе. В таком случае, родителям стоит задуматься, насколько взрослым и самостоятельным они считают своего ребёнка, есть ли зоны ответственности, которые они спокойно могут ему передать?
Давайте ребенку проявить свою самостоятельность, как в делах, так и в решении вопросов выбора друзей. Самостоятельность несет за собой ответственность за поступки, а это рождает уверенность в своих силах и признание окружающих.
Храм великомученика Георгия (село Лесное Адлерский район Сочи)

Лесное — небольшое селение в заповедном уголке в пригороде Сочи. Оно расположено на берегу реки Псахо, в двенадцати километрах от моря. В середине девятнадцатого века в этих живописных местах шла Кавказская война. По её окончании в 1864 году здесь разместился гарнизон русских войск. Солдаты жили в казармах на правом берегу реки. Напротив, на левом, поселили взятых в плен горцев из народа адыгов, около тридцати семей. Они сдали оружие и приняли российское подданство. Через несколько лет получили разрешение жить свободно и рассредоточились по соседним аулам.
На берегу реки Псахо нашли приют и греки, бежавшие от преследования турков из Османской империи. В 1874 году они образовали селение Кура-Мензе. Спустя несколько лет здесь началось строительство церкви. Храм возводили многие годы и в его создании приняли активное участие переселенцы из различных губерний России. Церковь получилась небольшой, но изящной, в традициях древнего русского зодчества. Нижний ярус выполнен из красного кирпича, верхний — деревянный. Увенчано здание шатровым куполом.
В 1915 году церковь освятили во имя великомученика Георгия Победоносца. Она стала объединяющим центром села. Русские и греки жили дружно, свободно разговаривая на двух языках. Кура-Мензе в то время служило перевалочным пунктом на пути из Сочи в Красную поляну. Местные жители держали постоялые дворы и трактиры. Путники могли вкусно и недорого поесть, накормить лошадей, отдохнуть в тени деревьев и помолиться в Георгиевском храме.
Неспешной счастливой жизни пришел конец после революции 1917 года. Новая власть депортировала греков в Среднюю Азию и село наполовину опустело. В советское время оно стало называться Лесное. Храм Георгия Победоносца безбожники закрыли. Его хотели снести, и даже уже пригнали для этого бульдозер, но верующие не дали. Они заперлись внутри и отказывались выходить, пока власти не отменили своё решение.
Когда время гонений на православие миновало, Георгиевская церковь ожила. Её отреставрировали, украсили и оснастили звонницу новыми колоколами. С 1993 года здесь регулярно совершаются богослужения. В праздничные дни благовест плывёт над рекой, разливается по всему ущелью и поднимается к вершинам гор.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 92. Богослужебные чтения

Скорее всего, вы смотрели фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Сможете ли вы вспомнить, каким очень ярким, но непривычным для современного слуха словом царь Иван Грозный описывает открывающийся перед ним с балкона многоэтажки вид Москвы? Именно это слово и является ключевым для всего 92-го псалма, который читается сегодня в храмах за богослужением, — давайте послушаем.
Псалом 92.
1 Господь царствует; Он облечён величием, облечён Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утверждён искони: Ты — от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силён в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Конечно же, вы догадались: «Лепота!» — возглашает царь, окидывая взглядом столицу Советского Союза середины 70-х годов 20-го века. «Господь воцарися, в лепоту облечеся» — так начинается 92-й псалом на церковно-славянском. Само слово «лепота» очень непросто перевести на русский язык. Ни «красота», ни «благовидность», ни «величие» не передают всего сложного аккорда смыслов, которые сложились в одно слово. Давайте попробуем их разобрать.
Но зайдём с прямо противоположной стороны. Что такое «нелепость», «нелепый» — более или менее нам понятно. Это — неуместный, глупый, несуразный, бессмысленный, негармоничный. «Леп» — прилагательное, обозначающее «красивый, изящный, ладный». Если заглянуть ещё глубже, в праиндоевропейский корень — то «лип», «леп» будут глаголами со значениями «мазать, лепить, прилипать, приставать, создавать форму руками, формировать нечто гармоничное». Лепка — отсюда же, хотя не всякую лепку язык повернётся назвать «лепотой». В санскрите это корень «lip» — с теми же значениями, плюс «окрашивать», «присоединять». Наше слово «прилепить» — именно отсюда и пошло.
Смотрите, как интересно: в древних языках сам процесс творения, художественного созидания руками из податливого материала уже был «лепотным» — то есть само творчество изнутри себя имеет мощный заряд красоты, гармонии и благородства. С точки зрения языка, невозможно быть «нелепым творцом»: коль уж ты творец, то обязательно — «леп!»
Вот именно перед этой истиной и раскрывает в словах псалма царь Давид свой восторг перед Богом как Творцом: Он — не просто «леп», Он — «велико-лепен», «благо-лепен», «ладен» — то есть не только «гармоничен», но и «приятен». И в своём творении Он проявляет себя не как страшная, грозная, ни на что не похожая сила и воля — но именно как «космос», как гармония, как красота. Однако для любой красоты что не менее важно? Правильно, чтобы был тот, кто ей бы восхищался! Это приводит псалмопевца в ещё больший восторг: всё творение — это один огромный Храм Бога, великая Святыня, Его Дом — который — обратим на это особое внимание! — создан так, чтобы мы, человеки, могли его воспринимать, любоваться им и вдохновляться. Бог создал этот мир не только качественно и величественно — но и — «ладно», «человеко-ориентированно». Одна только в нём есть загвоздка: это мы с вами. Будем же стараться, чтобы и в нашей жизни, следуя заповедям, всё постепенно тоже на-лаживалось на правильный, Божественный лад!
Псалом 92. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 92. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 92. На струнах Псалтири
1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утвержден искони: Ты - от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.