Имя Соломон означает «мирный». В отличие от своего отца Давида, Соломон почти не вёл войн, но сумел приумножить царство. Когда Соломон был ещё молод, ему во сне явился Господь и сказал: «Проси, что дать тебе». И царь попросил себе мудрости. Господь похвалил его за то, что он просил для себя не богатства, не славы, не долгой жизни, а именно мудрости, и исполнил его молитву.
Мудрость Соломона проявилась не только в государственном правлении — в умении сохранять мир с соседями, в организации торговли, в справедливом суде, но и в обширных познаниях, и в литературном творчестве: изрёк он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять. Священный автор повествует о посещении Соломона царицей Са́вской, которая пришла из далекой южной страны посмотреть на богатство и великолепие израильского царя и поучиться у него мудрости.
Время правления Соломона исследователи называют «золотым веком» в истории Израиля. Главным делом Соломона, которое было завещано ему Давидом, стало строительство храма в Иерусалиме. Храм был сравнительно небольшим, но его материалы и отделка, а также вся утварь отличались особым качеством и искусным исполнением. Строительство продолжалось семь лет. Храм делился на три части: двор, святилище и Святое святых. Согласно повелению Божию, в Святой Земле должно было быть только одно место для поклонения Единому Богу, им и стал Иерусалимский храм. Место для храма было выбрано на горе Мория́. Именно здесь в последние дни царя Давида молитва Израиля была услышана — Господь явил Свою милость во время эпидемии моровой язвы, здесь было совершено жертвоприношение, и гибель людей прекратилась. Храм Соломона стал украшением Иерусалима и предметом всеобщего восхищения и благоговения.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема