...Мы живали в суровой Неметчине,
нам знаком и Алжир, и Сиам,
мы ходили по дикой Туретчине
и по льдистым небесным горам.
Нам близки и Памир, и Америка,
и Багдад, и Лионский залив,
наш казак у восточного берега
упирался в Дежнёвский пролив.
Легче птиц и оленей проворнее,
рассыпаясь на тысячи мест,
доходил до границ Калифорнии
одинокий казачий разъезд.
И теперь, когда черные веянья
разметали в щепы корабли,
снова двинулись в страны рассеянья
мы из милой, чумазой земли.
На плантациях, фермах, на фабриках,
где ни встать, ни согнуться, ни лечь,
в аргентинах, канадах и африках
раздается московская речь.
Мы с упорством, поистине рыцарским,
подавляем и слезы, и грусть,
по латинским глотая кухмистерским
жидковатые «щи а-ля-рюсс».
И в театрах глядим с умилением
(да, пожалуй, теперь поглядишь!)
на последнее наше творение,
на родную «Летучую мышь».
В академиях, школах, на улицах,
вспоминая Кавказ и Сибирь,
каждый русский трепещет и хмурится,
развевая печальную быль.
Не сломила судьба нас, не выгнула,
хоть пригнула до самой земли...
А за то, что нас Родина выгнала,
мы по свету ее разнесли.
...Эти замечательные стихи, ставшие песней, в нелёгком, 1924-м году, на китайской чужбине (точнее, в русском Харбине), — написал участник Сибирского Ледяного похода, Георгиевский кавалер, белогвардеец, поэт и журналист Алексей Алексеевич Грызов. Своё литературное имя — Алексей Ачаир — он образовал от названия родовой казачьей станицы Ачаирской.
В Харбине он выпустил пять книг, основал легендарный «кружок русской культуры» «Молодая Чураевка», и вскоре после выхода сборника стихов «Под золотым небом» (1943-й год) был насильно репатриирован в СССР.
А дальше — тринадцать лет лагерной неволи и после освобождения — тихая, трудолюбивая жизнь в городе Новосибирске, где Ачаир работал учителем пения в средней школе № 29. Его любили и почитали.
В 2012-м году на здании этой школы установили мемориальную доску.
На прощание — его позднее, предвоенное стихотворение о Рождестве Христовом.
Мы снова люди. Снова детство
пахнуло лаской старины.
Как будто приняли в наследство
мы возвратившиеся сны.
И снег, и звезды, и полозья,
и пьяный воздух ветровой,
и жар объятий на морозе
отягощенных снегом хвой.
И блеск свечей, и отраженье
в раскрытых радостно глазах,
и боль — до головокруженья —
в еще невысохших слезах.
Все это сказка! Так бывало
в красивых книгах, — не у нас.
У нас рождественскою стала
звезда, чей свет почти утас.
Но не погас, — так носят свечи,
ладонью скрыв, и — донесли!
Пусть ветер вьется, словно кречет,
срывая мир и хлеб с земли.
Пусть вместо елки, в вихре бегства
по тропам злобы и войны —
мы взяли в грустное наследство
когда-то виденные сны.
Но свет! и дух неугасимый,
и правды вечной торжество —
до детских взоров донесли мы
и возвратили — Рождество.
Алексей Ачаир, «Возвращённое Рождество», 1940-й год.
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. О поэте Иннокентии Анненском

Сегодня 1 сентября. В этот день в 1855 году родился поэт и драматург Иннокентий Анненский.
О значении его творчества и педагогической деятельности для русской культуры — протоиерей Артемий Владимиров.
Любители русской словесности отмечают 170-летний юбилей со дня рождения Иннокентия Фёдоровича Анненского — русского поэта, педагога, переводчика, критика, жизнь и деятельность которого связана с Царским Селом и Николаевской гимназией, где этот выпускник Московского университета преподавал многие десятилетия.
Анна Андреевна Ахматова отмечала, что скромнейший и почти безвестный при жизни поэт Иннокентий Анненский, по существу, проложил дорогу всем жанрам новой русской поэзии, оставаясь при этом несравненным по тонкости, по глубине лирического чувства, по профессионализму, глубине проникновения в смысл слов маэстро.
Один из учеников Иннокентия Анненского — Николай Гумилёв, творчество которого было куда известнее, чем у его педагога.
Нас привлекает в личности Анненского удивительное смирение и скромность, которых так не хватает нам, людям XXI столетия, особенно тем, кто со своим словом обращается к большой аудитории.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. Об истории праздника День знаний

Сегодня 1 сентября. День знаний.
Об истории праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
День знаний памятен каждому из нас: волнение детей, родителей, первые звонки, радостные лица учителей и учеников. Особенно это долгожданный день для тех, кто впервые переступает порог школы и вступает в новую, уже школьную, жизнь.
Этот праздник появился в советское время, хотя до середины 30-х годов в СССР точной даты начала учебного года не существовало. Единое начало учебного года во всех образовательных заведениях было введено 3 сентября 1935 года. Официально празднование Дня знаний 1 сентября было учреждено 15 июня 1984 года специальным правительственным указом об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днём знаний.
С тех пор прошло уже много десятилетий, и сегодня в России создаётся новая система школьного образования, которая должна стать наследницей всего лучшего, что было создано в нашей отечественной педагогике.
История нашей родины убедительно свидетельствует, что даже самое широкое образование, лишённое нравственного основания и правильного воспитания, может стать причиной незащищённости человека, да и всего общества, от самых разных пагубных и разрушительных влияний современного мира.
А для этого школа должна всегда иметь ориентир на ценностное воспитание учащихся, укоренённое в традициях духовной жизни нашего народа.
Все выпуски программы Актуальная тема