
Фото: Johnny McClung/Unsplash
Талантливые читатели нужны литературе не меньше, чем талантливые писатели, — считал Самуил Яковлевич Маршак. По мнению автора с детства всеми любимых стихов и сказок, читатель — личность незаменимая. Не будь читателя, и все литературные произведения даже самых великих авторов — Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина — превратятся всего лишь в немую груду бумаги. О том, что же такое — талант читателя и как можно его в себе развить, Самуил Маршак размышляет на страницах своей не самой известной, однако очень необычной, интересной и нужной книги, которую он назвал «Воспитание словом».
Это сборник теоретических статей, которые писатель на протяжении тридцати лет публиковал в разных литературных журналах. Звучит, на первый взгляд, не слишком вдохновляюще, однако из-под пера Маршака даже теория выходила похожей на увлекательную беллетристику. Не сухими научными литературоведческими терминами, а живо, ярко, образно и динамично рассказывает Самуил Яковлевич о том, почему, например, лермонтовский перевод стихотворения Гейне «На севере диком...» запоминается читателям и находит в их сердцах больший отклик, чем то же самое стихотворение в переводе Тютчева или Фета.
Маршак пишет о литературном творчестве как о неком волшебном процессе, в котором не просто участвовать, а проявить всё свое внутреннее напряжение, должны и автор, и читатель. Иначе волшебства не получится. Все струны, на которых может играть автор, находятся в сердцах у читателей. В зависимости от качества игры, эти струны отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо. Однако художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное дополняет своим воображением художник-читатель, — уверен Маршак.
Именно поэтому «Воспитание словом» в его представлении — это открытие читателю потайной дверцы во внутренний мир литературного творчества. Мир, где, например, слово Гоголя никогда не спутаешь со словом Пушкина, а проза Чехова звучит как поэзия.
Более того, Маршак показывает слово как первооснову всего сущего буквально в Библейском смысле — «В начале было Слово...». Писатель напоминает, что человек нашел слова для всего, что было обнаружено им во вселенной, запечатлел словом опыт и мудрость веков. И утверждает, что слово следует беречь, помня о том, что оно будет жить многие столетия после нас и воспитывать новые поколения талантливых читателей.
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема