
Фото: Johnny McClung/Unsplash
Талантливые читатели нужны литературе не меньше, чем талантливые писатели, — считал Самуил Яковлевич Маршак. По мнению автора с детства всеми любимых стихов и сказок, читатель — личность незаменимая. Не будь читателя, и все литературные произведения даже самых великих авторов — Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина — превратятся всего лишь в немую груду бумаги. О том, что же такое — талант читателя и как можно его в себе развить, Самуил Маршак размышляет на страницах своей не самой известной, однако очень необычной, интересной и нужной книги, которую он назвал «Воспитание словом».
Это сборник теоретических статей, которые писатель на протяжении тридцати лет публиковал в разных литературных журналах. Звучит, на первый взгляд, не слишком вдохновляюще, однако из-под пера Маршака даже теория выходила похожей на увлекательную беллетристику. Не сухими научными литературоведческими терминами, а живо, ярко, образно и динамично рассказывает Самуил Яковлевич о том, почему, например, лермонтовский перевод стихотворения Гейне «На севере диком...» запоминается читателям и находит в их сердцах больший отклик, чем то же самое стихотворение в переводе Тютчева или Фета.
Маршак пишет о литературном творчестве как о неком волшебном процессе, в котором не просто участвовать, а проявить всё свое внутреннее напряжение, должны и автор, и читатель. Иначе волшебства не получится. Все струны, на которых может играть автор, находятся в сердцах у читателей. В зависимости от качества игры, эти струны отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо. Однако художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное дополняет своим воображением художник-читатель, — уверен Маршак.
Именно поэтому «Воспитание словом» в его представлении — это открытие читателю потайной дверцы во внутренний мир литературного творчества. Мир, где, например, слово Гоголя никогда не спутаешь со словом Пушкина, а проза Чехова звучит как поэзия.
Более того, Маршак показывает слово как первооснову всего сущего буквально в Библейском смысле — «В начале было Слово...». Писатель напоминает, что человек нашел слова для всего, что было обнаружено им во вселенной, запечатлел словом опыт и мудрость веков. И утверждает, что слово следует беречь, помня о том, что оно будет жить многие столетия после нас и воспитывать новые поколения талантливых читателей.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема