Гость — Валерий Расторгуев, профессор кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор философских наук, заместитель председателя Научного совета РАН по изучению природного и культурного наследия России.
На крутых поворотах истории мы снова и снова спрашиваем себя «Кто мы?», «Каково наше богатство?», стремимся отличить родное от заимствованного, чужого, чтобы не потерять свое лицо. И тогда снова и снова встает вопрос о том, что представляет собой наша русская цивилизация, самобытна ли она. Наряду с географическими факторами, пространством, языком и особенностями менталитета ее образуют и наши святыни. Может ли человек жить без святынь? К чему ведет попытка эти святыни уничтожить и подменить? Как в православной вере совмещаются родное и вселенское? Об этом — в программе «Философские ночи».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Планируемая встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония с Папой Римским;
— Влияние чтения Священного Писания на духовное, душевное и физическое состояние человека;
— Привычка и любовь к чтению;
— Вопросы, возникающие при чтении Священного Писания.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 25.07.2025». Арсений Федоров, Ольга Зайцева
- «Участники Всероссийского Поместного Собора: Федор Кашменский». Протоиерей Константин Зелинский, священник Евгений Агеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 25.07.2025». Арсений Федоров, Ольга Зайцева

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Марина Борисова, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Раздел «Мой день» в приложении Радио ВЕРА, последования богослужений на сайте radiovera.ru
— Материал «Академии журнала «Фома» о том, какие книги стоит прочитать девушке;
— Книжный фестиваль «Пространство Слова»;
— Городской человек и жизнь «на земле».
Все выпуски программы Журнал
«Дебют»

«Дебют». Россия, режиссёр Валерий Пономарёв
— Значит, так. 41-й год. Война. Ну, население спасется от немцев. Тут самолёты, каратели. Мы видим в кадре вот эту повозку. Вот тут появляется фашист — значит, ты. Самодовольный... Подошёл, обыскал повозку. Нашёл мешок, развязал, выбросил всё это на землю. Поковырял ногой так, с ухмылочкой, цинично. Подфутболил всё это и пошёл дальше. Вот и вся твоя задача.
— Это, и всё?
— Это только кажется, что нечего делать. А вот попробуешь, сам убедишься, что не так это просто.
Григорий, простой деревенский парень, нежданно-негаданно попал в кино. В окрестностях его села столичные кинематографисты снимали фильм про Великую Отечественную войну. Гришку — так его звали односельчане — случайно заметил ассистент режиссёра. Оказалось, у паренька — тот самый типаж, который они уже долго и безуспешно искали для одного из эпизодов. Гришку пригласили сниматься... в роли немецкого солдата. «Дебют» — так называется кинокартина, о которой мы сегодня поговорим. Фрагмент из неё прозвучал в начале нашей программы. Лента на самом деле стала дебютом для молодого белорусского режиссёра Валерия Пономарёва. Притом, весьма успешным — короткометражная лента 1978-го года на Республиканском киноконкурсе была объявлена лучшим фильмом, и завоевала главный приз за режиссёрскую работу. Тем не менее из-за небольшого хронометража — менее 30 минут, картину показывали на экранах кинотеатров только в качестве дополнения к основному сеансу. А в наши дни, буквально до недавнего времени, ленту Пономарёва «Дебют» возможно было увидеть только в Музее истории Белорусского кино, в Минске. Однако сегодня фильм легко найти в интернете. Правда, качество не самое лучшее — почти за полвека лента, увы, ни разу не реставрировалась. И всё же, несмотря на это, посмотреть её непременно стоит.
В двадцати восьми минутах экранного времени режиссёр Валерий Пономарёв сумел искусно переплести забавное с серьёзным, по-доброму пошутить и одновременно затронуть нравственные темы. Необычный, интересный жанр «фильма в фильме» оказался для этого очень подходящим. Итак, перед деревенским парнем Гришкой стоит задача — сыграть немецкого солдата, жестокого захватчика. Да так, чтобы натурально. Григорий, конечно, фашистов в глаза не видел. Зато его старый дед в войну партизанил в здешних лесах. И когда узрел, лёжа на печи, как Гришка дома репетирует — кривляется перед зеркалом, имитирует немецкую речь — отругал. Но Григорий не отступился, ведь не каждый день в кино предлагают сняться! Недаром и в деревне Гришку зовут артистом. Есть, за что. То на работу не выйдет, а потом придёт, повинится — мол, прогулял без уважительной причины. Бригадир Гришке полчаса мораль читает, воспитывает. А Григорий вдруг больничный из кармана достаёт — вот, мол, как я тебя разыграл! Несерьёзный, в общем человек — как говорят в деревне — «шебутной». Но вот наступает день съёмок. Поглазеть на Гришку в форме фрица сбегается весь посёлок. Щёлкает хлопушка, звучит команда: мотор! И Григорий появляется в кадре — в каске, с автоматом наперевес. Режиссёр смотрит одобрительно. Но вдруг что-то идёт не по плану...
— Стоп, стоп! Что, что, что ты делаешь, что ты делаешь? Тебя просили поднимать или нет? Знаешь, сколько плёнки коту под хвост?
— Так это ж хлеб, как же его ногой?
— Тоже мне, праведник нашёлся!
— А чего ты орёшь? Ты его сеял?
— Кого?
— Хлеб, чтоб ногой?..
— Да ты же фашист!
— Кто фашист?
— Ты фашист!
— Я фашист?!
— Да не ты фашист... Этот эпизод не про нас с тобой, понимаешь? А про фашистов. А для них не было ничего святого. Они хуже зверей.
— Да знаю, понял!
Из мешка, который Гришка по сценарию отнимает у женщины с ребёнком, на землю выпадает... каравай свежего хлеба. Парень в недоумении: пнуть его ногой, смешать с пылью? Такое в его голове уложиться никак не может. Однако сценарий есть сценарий. Отступать от него нельзя. Григория убеждают: ведь это не по-настоящему, это роль, просто роль. И вот режиссёр отдаёт команду снимать новый дубль...
Короткометражную ленту Валерия Пономарёва «Дебют» можно без преувеличения назвать шедевром. По сути, это кинопритча, которая оригинально и ненавязчиво доносит до зрителей важную истину: есть вещи, которыми нельзя поступиться. Моральные принципы, которые немыслимо перешагнуть. Есть то, что свято, и что невозможно попрать. Такова глубокая мораль фильма. А вот интересные факты: картина действительно снималась в сельской местности, под белорусским городом Мстиславлем Могилёвской области, в массовке и эпизодах участвовали местные жители. А Григория сыграл Владимир Носик — актёр тогда только начинал свой творческий путь. Впоследствии он называл роль в короткометражке Валерия Пономарёва «Дебют» одной из самых светлых, а саму картину — очень важной. Давайте сами в этом убедимся, посмотрев её.