Мариам Петросян не любит, когда ее называют писателем, и просит не ждать от нее больше книг. А ту единственную, которую она писала на протяжении десяти лет и за которую получила престижную "Русскую премию" - считает уже как бы не своим произведением, а отдельно существующим миром.
Такая авторская позиция вполне соотносится с самим романом, носящим загадочное название "Дом, в котором..." Это, действительно - целый мир, населенный неведомыми существами со странными именами - Сфинкс, Лорд, Кузнечик... Постепенно картинка проявляется, и мрачный серый Дом приобретает черты детского интерната, где живут маленькие инвалиды, от которых добровольно отказались их родители, и дети, которых принято называть "трудными подростками". Они обитают в "стаях" - то есть, в группах, иногда попадают в "могильник" - больницу, а порой оказываются "жертвами" злой Акулы - директора интерната.
Дом густо населен, и многие из его жителей становятся рассказчиками на страницах книги. Композиция романа выстроена так необычно, что порой в самых неожиданных местах автор резко меняет и тему, и главного героя, и даже время - в Доме прошлое легко становится будущим, а настоящее как бы застывает, повиснув в воздухе.
Но все же роман Мариам Петросян "Дом в котором" - не игра пустых форм. Скорее, он чем-то напоминает калейдоскоп - когда из хаоса и беспорядка вдруг возникает четкий и яркий узор. Так, например, на протяжении множества страниц мелькает по всем признакам проходной персонаж с обидной кличкой Горбач. Он действительно с рождения горбат и некрасив, и скоро исчезает из поля зрения читателя. Но через множество глав вдруг выныривает, и вот мы видим его, играющим на флейте посреди осенней лужайки, узнаем, что он пишет трогательные стихи и любит Диккенса, и что кроме неблагозвучной клички Горбач обитатели Дома часто называют его Ангелом, и говорят, что его горб - это сложенные за спиной крылья...
И все же проблема детей-инвалидов и сирот - не главное в книге. О том, что речь идет именно о них, читатель вообще узнает весьма опосредованно. Сквозь пространственно-временные нахлесты повествования отчетливее всего проступает мысль о том, что неблагополучные жизненные обстоятельства совсем необязательно превращают хрупкое юное существо в чудовище. Бывает, и наоборот, - помогают сформироваться настоящей личности. Возможно, именно об этом в столь оригинальной и причудливой форме попыталась нам сказать Мариам Петросян в своем романе "Дом в котором"?
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











