Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 5-13
Мф., VIII, 5-13 (о. Стефан Домусчи)
5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Нередко от человека разочарованного в религии можно услышать такие слова: «Я обращался к Богу с просьбой, но Он ее не исполнил. Я просил, умолял, требовал, но Он меня не услышал. Наверное, Его нет. Или я даже уверен... Теперь я уверен, что Его нет». Сами по себе такие рассуждения выглядят довольно странными. Ведь если бы ребенок просил нечто у родителей и не получил этого, вряд будет нормальным, если после отказа, он скажет, что раз его родители ему не отвечают, значит их не существует. Гораздо естественнее в подобном случае предположить, что у родителей есть свое мнение по поводу просьбы..., что они свободны в том, чтобы давать просимое или отказывать... Да и в кого мы превращаем Бога, если Его существование ставим в зависимость от решения собсвтенных проблем. Получается, что Он скорее слуга, а не свободная личность, ведь не имеет возможности отказать.
Сегодняшнее чтение рассказывает о том как Христос пришел в город, который называется Капернаум. К нему подошёл сотник, то есть римский военноначальник, а значит и язычник с просьбой о том чтобы Он исцелил его слугу. Очень важно обратить внимание на то, как Христос откликается его просьбу. Он говорит ему: Я приду и исцелю его. Люди часто обращают внимание на то, что Христос говорил, что в первую очередь пришел к своим, к погибшим овцам дома израилева. Но вот перед Ним язычник, и Он мгновенное откликается на Его просьбу. Происходит это потому, что на самом деле Он готов откликнуться на просьбу всякого человека, но только если она принесет для него пользу. У Христа как у Бога нет лицеприятия потому что Он пришел для спасения всех.
Но что еще интереснее и удивительнее в этой встрече: Христос не спрашивает сотника о его вере, он не призывает язычника покаяться, не спрашивает о вере слуги или его нравственной жизни. Можно сказать, что Христос как Бог знает внутреннее состояние каждого — и это будет правдой. Но так же будет правдой и то, что Христос подходит к вере каждого по разному, в случае с этим язычником Он очень деликатен, так как вера — это дар и вызревает она постепенно. Вопросы о духовном состоянии сотника и его слуги остаются за скобками, есть человек есть его глубочайшая просьба к Богу. И пусть он не осознают до конца Кто перед ним... У него нет вообще никаких богословских познаний, но самое главное в нем есть точно. Он верит во Христа. Верит в Его силу, в Его снисхождение и любовь... Верит так, что даже удивляет Христа.
Я недостоин Господи, — говорит он, — но только скажи слово и слуга мой будет здоров. Он не требует доказательств, не проверяет, не позволяет Христу, которого воспринимает как иудейского учителя, приходить к себе в дом, в дом язычника... Подобной, скромной, не требующей, бесконечно доверяющей и при этом очень сильной веры Христос не встречал среди своего народа. Это не говорит о том, что народ иудейский не может проявить такой веры... Дело в другом. Это говорит о том, что человек практически в любом состоянии, будь он иудей, язычник или атеист — может открыть свое сердце вере и Бог будет готов пойти ему навстречу.