Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В сегодняшнем Евангельском чтении Господь обращает наше внимание на две важные темы.

Во-первых, это тема клятвы. Во времена Спасителя обычай заверять свои слова клятвой, божиться по всякому поводу был очень распространен. Как и во многих других сферах жизни, так и во всем, что касалось клятвы, народная традиция создала множество правил и условностей. Согласно одному из негласных законов, клятвы делились на обязательные и необязывающие. Обязательные — те, в которых упоминалось имя Божие. Оно почиталось евреями, как великая святыня. Нарушить такую клятву было категорически нельзя. Ведь человек сделал свидетелем своих слов Самого Господа. Необязывающие клятвы — те, в которых такого имени не было. Его заменяли упоминания неба, земли, Иерусалима, собственной головы и т.д. Соответственно, Бог не является участником клятвенного договора, а потому и к его исполнению относились несколько иначе. Запрещая подобные клятвы, Господь подчеркивает, что нет той области, в которой Бог не присутствовал бы. Ему принадлежит все: и неба, и земля, и Иерусалим, и сам человек со всеми волосами на его голове. Поэтому любая клятва имеет одинаковую силу и требует от человека высокой степени ответственности. По сути, это напоминание о том, что во всех сферах своей жизни, в каждый ее момент, мы стоим перед Богом. А потому наши абсолютно все мысли, слова и поступки должны это учитывать.

Есть в словах Спасителя и другой смысловой оттенок. Часто, давая Богу, обещания, человек не учитываем, ни обстоятельств, над которыми он, в конечном счете, не властен, ни собственных сил, о которых он порой слишком высокого мнения. А потому дав громкое обещание, он после не может его выполнить. Поэтому слова Господа призывают нас скромнее думать о своих возможностях, быть осторожнее в своих обещаниях.

Наконец, еще одно. Зачастую сам факт клятвы вызван ситуацией недоверия. Окружающим необходима гарантия, что перед ними надежный человек, с которым можно иметь дело. Христос говорит, что пусть лучше сами твои дела будут подтверждением твоей репутации. В конечном счете, сам образ твоей жизни должен быть такой, чтобы никто не потребовал с тебя клятвы. Людям хватило бы твоего «да» или «нет».

Во второй части отрывка, Господь обращается к теме межличностных отношений. Ветхозаветное выражение «око за око, зуб за зуб» отражает фундаментальный закон, на котором до сих пор зиждется цивилизованное человеческое общество. Речь идет о справедливости. Виновник должен быть наказан строго в соответствии со своим преступлением. Ни больше, ни меньше. Любая месть исключена. Однако Спаситель предлагает Своим последователям сделать шаг еще дальше. В личной жизни христианина в принципе не должно быть место возмездию, даже если оно очень гуманно. Христос призывает человека к любви по отношению к своему ближнему. И вот для того, чтобы этот призыв не звучал абстрактно, Он предлагает три конкретных примера того, как именно мы можем воплотить этот идеал в своем повседневном поведении. Во-первых, Он призывают каждого из нас не требовать от своих обидчиков сатисфакции в ответ на бесчестие. Во-вторых, не настаивать на своих правах и бесконечно напоминать о положенных нам привилегиях. В-третьих, думать больше не о том, что хочу я, но в первую очередь о том, как можно услужить другим, даже если это не в моих интересах и более того, тяготит меня. Наверное, во всем Новом Завете это одно из мест, в которых принцип любви к другому выражен со всей силой и конкретностью. А потому, ровно в той мере, в какой мы воплощаем эти правила в своей жизни, мы и являемся истинными последователями Христа.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!