Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52
Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 12
Ин., VII, 37-52; VIII, 12 (прот. Павел Великанов)
37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не
узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
ГЛАВА 8.
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Завершается один из самых ярких и жизнеутверждающих еврейских праздников — праздник Кущей — и Христос Спаситель обращается к народу со словами о «воде живой». Тот, кто уверует в Него как в Мессию, станет источником «живой воды» — то есть Святого Духа. Образ воды как символа Духа был хорошо понятен жителям засушливой Палестины. Они знали и слова пророков Захарии и Иезекииля о том, что когда наступит эпоха Мессии, из Иерусалима потекут воды, которые наполнят окружающие сухие земли и принесут с собой жизнь. Об этом можно было только мечтать — потому что обилие воды быстро превращало безжизненную пустыню в плодородную землю.
Можем ли мы сказать, что и у нас есть такое же сильное желание, чтобы Дух Святой пришёл в нашу жизнь и наполнил её также, как мечтали иудеи о насыщении водой своих земель? Конечно, едва ли встретишь человека, который будет иметь что-то категорично против «духовности» как таковой. Но стоит присмотреться несколько внимательнее, что именно имеется в виду под «духовностью», как становится понятным: вариантов не счесть. Для одного «духовность» — это синоним «культуры» и всего, что с ней связано. Для другого — нечто противоположное «мещанству» и «потребительству». Для третьего — всё, что относится к Церкви — по умолчанию и является «духовным». Но если продолжить образ «живой воды», предложенный Самим Спасителем, то все эти интерпретации перестают работать. Потому что главное, что отличает «живую» воду от «мертвой» — то, что она «дарует жизнь». Что же это значит в отношении «духовности»?
Главное, что следует сказать — Дух не является чем-то чуждым, противоестественным для человеческой природы. Это не какая-то «добавка» к «нормальной» жизни, а самое её существо. В любом человеке — даже самом грешном и нечестивом — есть дух. Да, его можно оставить в небрежении, пытаться угасить, или просто игнорировать — но он от этого всё равно никуда не исчезнет. Именно дух — точка соприкосновения человеческого и Божественного в каждом из нас. Но это — в идеале. В реальности дух тоже может изменять свою направленность и становится проводником уже не Святого Духа Божьего, а духа злобы, лукавства и лжи. При этом самому человеку крайне сложно понять, каким именно духом он водится — Божьим или бесовским — ведь изнутри это непросто различить! Вот поэтому сегодня каждому из нас Христос и говорит: если вы будете жить по заповедям Евангелия, если ваши слова и дела будут соотносится с Его словами и делами — то и направленность вашего духа будет правильной, Божественной. И тогда, даже незаметно для себя самого, верующий во Христа сам становится источником Святого Духа, Который изливает Себя на окружающих нас людей — не потому, что мы такие «святые» и «замечательные», а только потому, что в нас оказалось не критически много препятствующего для этого прохождения Духа. И только!
Человек — единственное существо во всей Вселенной, который может о себе сказать: «Я — связь миров, повсюду сущих... я — средоточие живущих, Черта начальна Божества». Человек и был задуман Богом как наиболее эффективный «интерфейс» взаимодействия между невидимым, нетварным Богом и материальным миром. Именно в этом нахождении между двумя мирами — всё счастье — и вся трагедия человечества. Счастье — когда этот «интерфейс» работает без сбоев, и человек воочию видит, как через его руки мир вокруг преображается и расцветает — словно политый «живой водой». Трагедия — когда этот «канал связи» оказывается настолько забит различным шумом, или, продолжая наш образ, всякой грязью, песком и тиной, что начинает казаться, будто бы там ничего другого и быть не может.
Вот для чего нам так важно регулярно сверять свою жизнь с Евангелием: мы заглядываем внутрь сердца, и проводим ревизию. Вычищаем накопившуюся грязь души на исповеди, промываем дочиста, участвуя в других Таинствах Церкви, регулярно поддерживаем порядок души соблюдением церковных предписаний и традиций. Наша задача — стать прозрачными для действия в нас Святого Духа, прозрачными настолько, насколько мы можем. А когда мы ощутим этот поток Духа, проходящий через нас — многое, очень многое в жизни изменится!