Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 15-25
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2014/06/5-11-1-150x150.jpg)
Ин., XXI, 15-25 (о. Стефан Домусчи)
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В первые годы после воцерковления многие люди переживают то, что называется неофитством. Все кажется таким новым, интересным... человеку кажется, что у него никогда не будет сомнений, он никогда не разочаруется в своем выборе. Однако проходит время, первые эмоции и чувства блекнут, где-то в душу прокрадывается лень, или малодушие, какие-то вещи действительно не оказываются такими какими по-началу представлялись... Происходит то, что называется проверкой временем...
Сегодня мы слышали чтение, в котором Христос разговаривает с апостолом Петром. Происходит это уже после воскресения, самоуверенность Петра, которую он высказывал до распятия уже вспоминается им со стыдом... Когда-то он готов был идти за Христа на муку, и в темницу, и даже на смерть. Но к тому, чтобы это было не просто мечтами, к тому, чтобы это стало реальностью апостол Петр пришел не сразу. Диалог, который мы слышали сегодня в православной традиции осмысляется как восстановление апостольского достоинства Петра. Никто не знает, какие слова употреблял Христос, когда говорил с Петром, потому что Христос говорил по-арамейски, но мы знаем, что евангелист Иоанн, передал не только буквальный смысл их разговора. Употребляя слова с разными смысловыми оттенками, он передавал и смысл духовный... Он показывает духовный путь Петра, который заканчивается обретением подлинной верности.
Дело в том, что в греческом языке есть несколько слов обозначающих любовь. Любовь родственная, называется не так как дружеская, а влюбленность не так как жертвенная. Когда Христос спрашивает: «Петр, любишь ли ты меня?», он употребляет глагол «агапе», означающий высшую форму любви, любовь жертвенную. То есть Христос спрашивает не только о том, любит ли Его Петр, но и о том, какой любовью он Его любит. Петр отвечает Христу: «Да, я люблю Тебя». Евангелист употребляет глагол «филио», который означает дружескую любовь, привязанность, внутреннее расположение. Христос во второй раз спрашивает Петра о высшей любви и Евангелист опять употребляет слово «агапе», а Петр отвечает Христу, что любит Его дружеской любовью.
И только в третий раз, евангелист вкладывает в уста Христа вопрос о дружеской любви. В этом вопросе ощущается снисхождение к Петру, который на жертвенную любовь оказывается пока не способен.
Петр уже отвечает: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя». Христос знает, что это не та любовь, которая действительно должна быть в Петре, но она не может появиться сразу, ведь он только что предал Христа, и Господь говорит ему: «Когда ты был юн, ты препоясывался сам и шел туда, куда ты хотел», то есть Петр сам решал, кого любить, кого предавать. Продолжая Христос говорит «Но когда ты состаришься, другой тебя препояшет и поведет туда, куда ты не хочешь», то есть предрекает Петру, что он обретет стойкость и жертвенную любовь и умрет, проявляя верность Учителю. На смену любви избирающей, когда Петр сам решает кого любить, кого нет, придет подлинная жертвенная любовь ко Христу, которая не предаст и закончится не отречением, а веригами и страданием.
Петр проходит путь духовного роста, вначале Христос нравится ему как праведник и проповедник, с которым завязываются добрые дружеские отношения, когда они в течение трех лет жили вместе и были очень расположены друг к другу, но когда приходят испытания, все меняется. Все это происходит и в нашей жизни, мы воодушевляемся христианством, проповедями, но когда наступает тяжелая ситуация, отрекаемся и возвращаемся к греховной жизни.
И все же, как и Петр, падая, мы осознаем грех и стремимся исправиться. Постепенно, шаг за шагом мы должны учиться настоящей, разумной, жертвенной любви. Причем очень важно помнить, что проявить ее мы можем в самых простых ситуациях.
Но неслучайно Господь говорит, что как мы относимся к братьям нашим меньшим, так мы относимся и к Нему. Наша любовь к Богу проявляется не только верностью Ему, но и верностью любви к ближним, когда они не хотят нашей любви, отвергают ее, даже когда они ведут себя невозможно, отвратительно, мы должны их любить. Именно такова любовь Христова, к ней призывает нас Господь. Эта любовь должна проявляться здесь и сейчас не только между братьями и сестрами, но и между теми, кто не хочет быть братьями и сестрами, кому проще ненавидеть. Но в этом и заключается жертва, заключается крест, который мы на себя берем. Любить того, кто делает все, чтобы его не любили, сохранять верность любви несмотря ни на что...