Когда я думаю о том, что поэзия начиналась как песня, – неизменно вспоминаю о стихах москвички Татьяны Полетаевой. И вовсе не потому, что многие ее сочинения исполняются под гитару. Просто чистый и свежий звук, берущий свое начало в русском фольклоре разных времен, – есть трепетная душа того искусства, которым она органично и непринужденно владеет. Духовный посыл ее лирических баллад, своей незаметной стилистикой отсылающий нас то к Василию Жуковскому и Якову Полонскому, то – к европейским романтикам двух веков – тоже очень русский: разом смирение и дерзость, завороженность красотою и тоска по безыскусности.
Дом построила. Дочь родила.
Сеяла траву и косила.
А закончила и спросила:
«Боже, как там мои дела?»
Разучилась с годами петь.
Заплетаю и расплетаю
Косу длинную. Села средь
Скошенной травы и гадаю:
Что мне делать, как жить да быть.
Знала я, но теперь забыла...
А умела ли я любить,
Знали те, кого я любила.
Татьяна Полетаева, из книги «Наши дни и наши имена», 2009-й год
В середине 1970-х годов Татьяна Полетаева входила в группу молодых московских поэтов, которые без манифестов и деклараций, а просто своими стихами и жизненным поведением обозначали вдохновенную приверженность временам, которые называли «золотым» и «серебряным» веками нашей поэзии. Речь тут идет не о подражаниях, но, скорее, о доверительной перекличке, не стесненной обстоятельствами, вроде советской власти. Обо всем этом Полетаева вдохновенно написала в своих замечательных мемуарах под названием «Жили поэты», напечатанных весной 2013-го в журнале «Знамя».
Дождь со снегом обещает диктор.
Сторож Александр и дворник Виктор
Вышли погулять до магазина —
Для меня знакомая картина.
Погляжу им вслед без осужденья,
Улыбнусь, как после пробужденья, —
Отстоялась времени вода.
А они не оглянулись даже...
Снег растаял, под ногами — каша,
И уже не видно ни следа.
Татьяна Полетаева, из книги «Наши дни и наши имена», 2009-й год
Когда Полетаева писала эти стихи, её первого мужа, поэта, философа, публициста и основателя «Московского времени» Александра Сопровского уже более десяти лет как не было на свете и менее десяти оставалось жить второму ¬– Виктору Чубарову, чьи стихи, я надеюсь, еще прозвучат в одной из наших «Рифм жизни».
Первая книга Татьяны Полетаевой, вышедшая в середине 1990-х годов прошлого века, называлась «Наука любви». В предисловии к ней поэт Семен Липкин одобрительно писал о свежести чувства и трагическом лиризме многих ее стихов, о выпуклых характерах героев и точности найденных красок… Эти простые богатства хранятся в ее стихах и посегодня.
На полке томится гербарий:
Там мята, петрушка, укроп —
Насолим солений, наварим
Варений и в подпол поставим
Запасы до случая, чтоб
В морозном мерцании света
Декабрьским безрадостным днем
Припомнить все запахи лета
И нас, затерявшихся в нем.
Татьяна Полетаева, из книги «Наши дни и наши имена», 2009-й год
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











