Василия Никифорова-Волгина можно без преувеличения назвать писателем, отдавшим жизнь за свое творчество. Писать и публиковаться он начал, будучи совсем еще молодым человеком, но уже первые его читатели поражались необыкновенной плавности, легкости и удивительной гармоничности его рассказов. Нашим современникам Никифоров-Волгин стал известен сравнительно недавно. В советские годы его имя было своего рода «литературным табу» - ведь писатель был расстрелян за «антикоммунистическую пропаганду в творчестве». И только в последние двадцать лет книги Василия Никифорова-Волгина стали широко издаваться в России. В их числе – сборник рассказов под названием «Родные огни».
После первых же прочитанных страниц становится ясно: единственное, что пропагандирует творчество писателя - это искренние и чистые порывы души, умение тонко чувствовать окружающий мир, видеть его в самых ярких красках и передавать это видение другим. Автор находит слова и образы, которые глубоко проникают в душу и задевают в ней какие-то самые заветные и тонкие, давно нетронутые струны. Образы эти подчас совсем простые, лишенные вычурности и изысков, но от этого еще более близкие и проникновенные: мать, замешивающая в избе тесто для пирога, семейный ужин в наступающих зимних сумерках - с хрусткой кислой капустой, солеными огурцами и сладкой кашей. В рассказе «Крещение» Никифоров-Волгин рисует предпраздничный вечер так, что даже самым жарким летом, читая этот рассказ, обязательно почувствуешь колкий морозный воздух, услышишь скрип снега и плеск студеной воды в «Иордани» – большой проруби, в которую народ традиционно окунается в праздник Крещения.
Ближе к концу сборника все чаще встречаются рассказы, после прочтения которых понимаешь: трагическая судьба их автора, наверное, не могла сложиться иначе. До глубины души поражает рассказ «Чаша», в котором священник в поруганном красноармейцами храме вспоминает, как погиб его маленький сын, выхвативший из рук вандалов Чашу для Причастия. Вместе с дедом Софроном из рассказа «Свеча» хочется глубоко и горько вздохнуть над пепелищем старой сельской церкви, дотла сожженной так называемыми «борцами с «опиумом для народа».
…Большую часть жизни писатель прожил в Эстонии, и до её присоединения к СССР видел Родину лишь, в буквальном смысле, с другого берега. В рассказе, давшем название всему сборнику, он пишет о том, как смотрел на свою Россию через гладь Ладожского озера и видел, как на российской его стороне загорались огоньки в избах крестьян. И даже оттуда Василию Никифорову-Волгину его «Родные огни» казались самыми близкими.
5 мая. Об отношении к чудесам

В 4-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Об отношении к чудесам — протоиерей Максим Горожанкин.
Нам важно понять, каких знамений и чудес мы ждём, когда молимся, когда просим Бога о чём-то. Мы можем попросить и о том, чтобы замечать самые простые чудеса, которые с нами случаются ежедневно и которые Господь подаёт нам. Как говорил умудрённый опытом митрополит Антоний Храповицкий на склоне лет: «Я прожил долгую жизнь, и в моей жизни было много совпадений, но все они прекращались, когда я переставал молиться». Вот дай Господь, чтобы таких совпадений в нашей жизни было побольше! Это и есть самые обыкновенные чудеса, когда ты утром просыпаешься, живёшь свой день, и всё в этом процессе складно, всё получается, всё ладится. И за это стоит тоже поблагодарить Господа. Вот эти знамения, они могут быть тихими, могут быть незаметными и неприметными, но от этого они не перестают быть значимыми. Господь заботится о нас порой самым неприметным образом. И за это мы должны быть благодарными.
5 мая. Об акушерках в Святом Писании

Сегодня 5 мая. Международный день акушерки.
Об акушерках в Святом Писании — протоиерей Михаил Самохин.
Пожалуй, первое в Священном Писании упоминание о тех, кого мы сегодня называем акушерами и кого сегодня чествуем, мы находим в истории с пророком и Боговидцем Моисеем в самом его раннем детстве. Именно им, которых тогда называли повивальными бабками, Аарон повелел убивать всех младенцев в еврейских семьях мужского пола, чтобы искоренить таким образом возможность восстания еврейского народа. И мы знаем, что повивальные бабки не пошли на исполнение преступного приказа и тайком старались сохранить жизни младенцев. Это упоминание сегодня кажется особенно важным, потому что в ряде стран сейчас практикуют самые разные, я бы сказал, бесчеловечные эксперименты над детством и над возможностью дать ребенку родиться, увидеть свет Божий. И в этих условиях именно твердое желание, как это заповедано нам Священным Писанием акушера, помочь ребенку родиться, помочь новому человеку увидеть свет Божий, является важным, самым главным и основным. Именно об этом нам рассказывает Священное Писание впервые упоминая об этой замечательной профессии. Слава Богу, большинство акушеров и в нашей стране сейчас руководствуется теми же самыми гуманными соображениями. Если Господь дал человеку ребенка, если этот ребенок здоров, и здоровью матери ничего не угрожает, и есть возможность увидеть белый свет Божий, этому замечательному новому человечку, конечно же, нужно сделать все возможное, чтобы дать ему родиться. Каждый из нас может от чистого сердца сказать доброе слово благодарности акушеру, который когда-то присутствовал при рождении. Даже если мы не знаем об этом, быть может, он оказал неоценимую помощь нашей маме в том, чтобы и мы имели возможность прославить Господа и Спасителя Христа.
5 мая. О внимании и милосердии к людям с ограниченными возможностями

Сегодня 5 мая. Международный день борьбы за права людей с ограниченными возможностями.
О внимании и милосердии к ним — священник Николай Конюхов.
Сегодня день милосердия ко всем людям с ограниченными возможностями. Я, когда обычно рассказываю детям о евангельских эпизодах со слепорожденным или с человеком с сухой рукой, или еще кто-то, который имел вот какой-то такой дефект, какую-то болезнь, которая не позволяла ему полноценно жить, всегда говорю, что, знаете, сейчас есть социальные программы, доступная среда, какие-то инклюзивные вещи. В древности такого не было, и человек во многом был обречен на такое нищенское существование и рассчитывал только на милосердие окружающих людей. Почему с такой надеждой они обращаются к Господу и просят Его о помощи? Потому что просто человек выпадал из общественной жизни. И хочется надеяться, что в христианскую эпоху, в которую мы сейчас живем, для нас абсолютно в порядке вещей проявлять к таким людям и внимание, и не оставлять их наедине с их проблемами. И особенно для нас, христиан, мы должны быть в фарватере этого делания. У нас в Церкви существует социальный отдел, который реализует множество таких проектов. Некоторые люди думают: ну у меня вот совсем нету свободного времени, работа. Я не могу поехать сейчас куда-то в центр помощи людям с ограниченными возможностями. Как я могу оторвать себя от этих дел, и как я могу к ним проявить любовь? И благодаря тому, что сейчас есть множество таких вот социальных центров, в том числе, организуемых Русской Православной Церковью, человек может перевести какое-то пожертвование, где-то поучаствовать в какой-то программе, и все равно помочь этим людям. Плюс Господь нам всегда говорит, чтобы мы замечали людей вокруг себя.