Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 21-30
21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
В 18-й главе Евангелия от Иоанна есть очень интересный эпизод, который непросто понять и объяснить. Когда воины и служители первосвященников пришли для того, чтобы взять Христа Спасителя под стражу, Он Сам вышел им навстречу и спросил, кого они ищут. Они ответили, что ищут Иисуса Назорея. В ответ Спаситель произносит простую фразу, которая привела к неожиданным последствиям. Он говорит: «Это Я». Евангелист Иоанн продолжает своё повествование и описывает происходившее в таких словах: «И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18:6). Эти люди не верили Христу и во Христа, они пришли арестовать Его, но после слов «это Я» они внезапно отступили и поклонились Ему. Никаких внешних эффектов со стороны Христа не было ни в этот раз, ни в какой-либо другой. Дел здесь тоже не было, была лишь краткая фраза. Что заставило первосвященнических делегатов упасть на землю? Ответ стоит искать в словах Христа, которые на русском языке не производят должного впечатления. Многие исследователи текста Евангелия от Иоанна видят в фразе «это Я» произнесение того самого имени Божиего, запрет на произнесение которого был дан третьей заповедью Моисея. Но это таинственное Имя произносили в рамках ветхозаветного богослужения, и люди знали, как оно звучит. Поклонение — привычная реакция на него. Христос Спаситель произносит Имя Божие применительно к Самому Себе неоднократно. Мы видим, что оно звучит и в сегодняшнем евангельском чтении: «если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших». «От начала Сущий» — по своему смыслу тоже очень близко к Имени Божиему. Христос прямо говорит о Своём происхождении, о том, что Он «от вышних», а «не от сего мира». Несмотря на всю прямоту и ясность Его выражений, Он остаётся непонятым, Его слушателей отделяет не культурный или языковой барьер. Их отделяет что-то иное. Из дальнейшего евангельского повествования становится ясно, что это «иное» — внутреннее рабство слушателей, их несвобода, в которую они сами себя ввергли своими грехами и своей неправдой перед Богом и людьми. Собственно, потеря свободы и, как следствие, способности понимать Бога — это первейшее и самое опасное следствие любого греха, именно поэтому здравомыслящий человек должен всеми своими силами стараться уклоняться не только от совершения чего-либо дурного, но даже и от дурных мыслей. Ведь свободу потерять легко, но вернуть её зачастую оказывается невозможно.