Евангелие повествует о Царстве Небесном. Со слов о том, что Царство Небесное приблизилось, начал свою проповедь Иоанн Креститель. После того, как Иоанна заключили в темницу, этими же словами начинает Свою проповедь Иисус Христос. Тайны Царствия Небесного Господь раскрывал в притчах. О приближении Царства Небесного свидетельствовали Его чудеса. О Своём Царстве не от мира сего говорил Иисус на суде у Пилата. Об этом Царстве Иисус Христос рассказывал Своим ученикам, являясь им после Своего воскресения.
Но нередко людям, даже знакомым с Евангелием, Царство Божие кажется чем-то неясным и далёким. О Царстве Небесном — месте, где нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная, — чаще всего вспоминаешь, когда говоришь о человеке, уже расставшемся с земной жизнью. Как о последнем утешении для того, кто радостями этой жизни уже насладиться не может... Но в Евангелии жизнь земная и Царство Небесное не противопоставляются.
Так что же говорит о Царстве Небесном Евангелие?
Царство предполагает власть царя. Очевидно, что царём Божьего Царства является Бог. Царство существует по законам, установленным царём. И Царство Божие существует по законам, установленным Самим Богом. Слова о том, что Царство Небесное приблизилось, звучали благой вестью для тех, кто ждал, что Бог воцарится над Своим народом. Власть Бога, наступление Его Царства означали, что никто иной и ничто иное больше не властвует над человеком — ни иноплеменники, ни страдания, ни смерть, ни диавол. Поэтому, например, чудесное исцеление бесноватых, то есть людей, находящихся под властью бесов, является знаком приближения Небесного Царства. Освободившись от чуждой власти, человек получает возможность жить только по воле Божией, по Его закону.
Но что такое Божий Закон? Евангелие даёт ответ Самого Иисуса Христа. Первой заповедью Он называет любовь к Богу, а второй, подобной ей, — любовь к ближнему. Господь говорит, что эти заповеди не просто главные, а прочие второстепенны. Он заявляет, что на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. А тогда все прочие заповеди имеют смысл и значение, только если помогают исполнению этих двух. Любой дар человека Богу, любая его жертва не должна быть попыткой что-то выменять, выторговать у Бога. Она должна быть выражением любви.
Таким образом, согласно Евангелию, Царство Божие — это не блаженное состояние, которое можно пожелать человеку, чья земная жизнь закончилась. Человек становится гражданином Небесного Царства уже при жизни, когда оказывается готовым жить по закону этого Царства — закону любви.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.