В декабре 1935-го года в маленькую сторожку при рязанской Николо-Ямской церкви с важным поручением от своей общины приехали «беглопоповцы». Это общее название для всех старообрядцев, которые признают священников канонической Православной церкви. Старообрядцы знали, что в сторожке Никольского храма уже много лет живет архимандрит Мина (Шелаев), и хотели пригласить его священником в свою церковь.
Архимандрит дал ответ, что согласится лишь в том случае, если старообрядцы объединятся с Патриаршей Православной Церковью на основе единоверия. Беглопоповцы после долгой беседы с отцом Миной уехали, чтобы решить вопрос всей общиной.
В этот раз архимандрит Мина свою миссионерскую обязанность по переговорам со старообрядцами не довел до конца. В самом начале 36-го года отец Мина был арестован.
Свой путь миссионера будущий архимандрит Мина (Шелаев) начал в 1910-м году в должности учителя церковно-приходской школы. Звали его до пострига Иван Власович Шелаев и трудился образованный и начитанный юноша при Никольском единоверческом монастыре в Москве. Иван Власович не только преподавал. В течение трех лет в дни каникул он проводил публичные беседы со старообрядцами. Эти встречи имели неизменный успех благодаря его глубокому знанию православного вероучения.
С 1914-го года Иван Шелаев продолжил свои труды на Рязанской земле. На страницах «Рязанских епархиальных ведомостей» Иван Власович вел полемику со старообрядцами, стал активным членом миссионерского братства в честь Георгия Победоносца. А в тридцать три года Иван Шелаев принял монашество в Спасо-Преображенском монастыре с именем Мина и вскоре стал рязанским уездным миссионером. Отец Мина всю свою жизнь был твердо уверен в возможности уврачевания старообрядческого раскола Русской православной церкви через единоверие.
События революционного семнадцатого года почти не отразились на деятельности Епархиального миссионера отца Мины Шелаева. Он с тем же усердием продолжил своё церковное послушание, хотя лишился прихода и всех средств к существованию. В начале 20-х годов архимандрит Мина (Шелаев) поселился в сторожке уже разоренной церкви в честь Святого Николая Чудотворца в Ямской слободе Рязани. В последние годы отец Мина продолжал свою проповедь, уже нищенствуя. Он вел беседы не только со старообрядцами, но и с крестьянами нескольких сел Рязанской губернии. Теперь в своих проповедях архимандрит Мина призывал не забывать Бога и Церковь и почитать церковные праздники, несмотря на гонения.
Всю свою жизнь отец Мина собирал духовную литературу. До самого ареста, даже живя в маленькой церковной сторожке, он сохранил главное своё богатство — библиотеку, сокровищами которой щедро делился с верующими.
В числе обвинений, выдвинутых против отца Мины (Шелаева) можно прочесть: «имея большую библиотеку религиозного характера различным верующим давал для прочтения книги». В 37-м году решением «тройки» НКВД Новосибирской области отец Мина был приговорен к расстрелу.
На архиерейском соборе Русской Православной церкви в 2000-м году архимандрит Мина (Шелаев) был прославлен как преподобномученик.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер