
Фото: NEOM/Unsplash
Войдя в Палестину после Исхода из Египетского плена, израильские племена поделили между собой её земли. Колену, родоначальником которого был Дан, один из сыновей библейского праотца Иакова, досталась в удел полоса вдоль побережья Средиземного моря. На эту плодородную равнину претендовали также филистимляне — могучий воинственный народ. Не в силах выдержать соперничество с таким соседом, потомки Дана предпочли переселиться на север. Библейская Книга Судей описывает случай, происшедший с данитянами во время переселения. Проходя мимо дома некого израильтянина Михи, данитяне отняли у него серебряных идолов, которые тот изготовил для домашнего поклонения. Основав вскоре после этого город, Даново племя устроило в нём святилище, и божки из серебра стали предметами всеобщего почитания.
Иудеи покинули Египет, чтобы изжить рабское языческое сознание, сохранить веру в Единого Бога. Согласно Книге Судей, достигнув Земли Обетованной, они стали служить идолам. Неужели у израильтян в действительности произошел такой поворот мировоззрения? Чтобы ответить на этот вопрос, группа американских ученых сделала научно-исторический анализ библейского текста в свете целого ряда археологических находок. Свои выводы профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религиовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместном произведении под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».
Комментарий эксперта:
Среди идолов, изготовленных Михой, в библейском тексте упоминается «литый кумир». Процесс отливания изображений богов из металла был известен народам Ближнего Востока еще в третьем тысячелетия до Рождества Христова. Глиняные формы для изготовления подобных фигурок нашли в начале двадцатого столетия немецкие археологи на развалинах ханаанского храма, датированного двадцать первым веком до Рождения Спасителя. Артефакт обнаружили в городе Нагарии на севере Израиля. Египетские рукописи того же периода описывают ритуалы «оживления» таких статуэток. Например, в документе, известном как «Тексты пирамид», обнаруженном в девятнадцатом веке французским египтологом Франсуа Мериэттом в некрополе фараонов Мемфиса, содержится описание обрядов «отверзения уст и очей», после которых кумиры приобретали статус священных.
В библейском тексте не говорится, как выглядели культовые фигуры, изготовленные Михой, и какие имена они носили. Но вполне возможно, что израильтянин посвятил их Единому Богу, Имя которого знал от предков. Как показывают археологические открытия, такой религиозный парадокс был вполне возможен во времена, описанные в Книге Судей, то есть с тринадцатого по десятый века до Рождества Христова.
Комментарий эксперта:
В 1975 году израильские археологи обнаружили на развалинах святилища Кунтиллет-Аджруд на северо-западе Синайского полуострова осколки глиняных ритуальных сосудов с упоминанием Яхве. Вот только всякий раз Имя Единого Бога сочеталось с топографической отсылкой — Яхве самарийский, теманский и тому подобное. По всей видимости, эти определения были связаны с традицией устраивать святилища повсеместно — подобно тому, как это делали Миха из Книги Судей и ограбившие его сыны Дановы. Этот обычай, противоречащий закону, данному Богом через пророка Моисея, распространился среди иудеев во времена судей.
Унизив величие Творца Вселенной до роли покровителя отдельных местечек, вероотступники к тому же нарекли Его женой ханаанскую языческую богиню. Об этом свидетельствует рисунки на остраконах, найденных на Синае — мужская и женская фигуры, подписанные как «Яхве и его Ашера».
Книга Судей упоминает, что среди идолов в святилище Михи находился эфод — часть облачения иудейского первосвященника, символизирующее единство двенадцати колен израилевых с Творцом. Использование эфода в качестве магического талисмана, наряду с идолами, с одной стороны, доказывает, что израильтянин был знаком со Священной историей, а с другой — свидетельствует о его вероотступничестве. Такую же печальную картину религиозного заблуждения явило целое племя израильтян — колено Даново.
После смерти пророков Моисея и Иисуса Навина иудеи остались без вождей и стали претерпевать влияние соседей-язычников. Даже сохраняя память о Яхве, они низвели Его до положения одного из идолов в пантеоне. И современные научные исследования стали тому подтверждением.
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема