Войдя в Палестину после Исхода из Египетского плена, израильские племена поделили между собой её земли. Колену, родоначальником которого был Дан, один из сыновей библейского праотца Иакова, досталась в удел полоса вдоль побережья Средиземного моря. На эту плодородную равнину претендовали также филистимляне — могучий воинственный народ. Не в силах выдержать соперничество с таким соседом, потомки Дана предпочли переселиться на север. Библейская Книга Судей описывает случай, происшедший с данитянами во время переселения. Проходя мимо дома некого израильтянина Михи, данитяне отняли у него серебряных идолов, которые тот изготовил для домашнего поклонения. Основав вскоре после этого город, Даново племя устроило в нём святилище, и божки из серебра стали предметами всеобщего почитания.
Иудеи покинули Египет, чтобы изжить рабское языческое сознание, сохранить веру в Единого Бога. Согласно Книге Судей, достигнув Земли Обетованной, они стали служить идолам. Неужели у израильтян в действительности произошел такой поворот мировоззрения? Чтобы ответить на этот вопрос, группа американских ученых сделала научно-исторический анализ библейского текста в свете целого ряда археологических находок. Свои выводы профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религиовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместном произведении под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».
Комментарий эксперта:
Среди идолов, изготовленных Михой, в библейском тексте упоминается «литый кумир». Процесс отливания изображений богов из металла был известен народам Ближнего Востока еще в третьем тысячелетия до Рождества Христова. Глиняные формы для изготовления подобных фигурок нашли в начале двадцатого столетия немецкие археологи на развалинах ханаанского храма, датированного двадцать первым веком до Рождения Спасителя. Артефакт обнаружили в городе Нагарии на севере Израиля. Египетские рукописи того же периода описывают ритуалы «оживления» таких статуэток. Например, в документе, известном как «Тексты пирамид», обнаруженном в девятнадцатом веке французским египтологом Франсуа Мериэттом в некрополе фараонов Мемфиса, содержится описание обрядов «отверзения уст и очей», после которых кумиры приобретали статус священных.
В библейском тексте не говорится, как выглядели культовые фигуры, изготовленные Михой, и какие имена они носили. Но вполне возможно, что израильтянин посвятил их Единому Богу, Имя которого знал от предков. Как показывают археологические открытия, такой религиозный парадокс был вполне возможен во времена, описанные в Книге Судей, то есть с тринадцатого по десятый века до Рождества Христова.
Комментарий эксперта:
В 1975 году израильские археологи обнаружили на развалинах святилища Кунтиллет-Аджруд на северо-западе Синайского полуострова осколки глиняных ритуальных сосудов с упоминанием Яхве. Вот только всякий раз Имя Единого Бога сочеталось с топографической отсылкой — Яхве самарийский, теманский и тому подобное. По всей видимости, эти определения были связаны с традицией устраивать святилища повсеместно — подобно тому, как это делали Миха из Книги Судей и ограбившие его сыны Дановы. Этот обычай, противоречащий закону, данному Богом через пророка Моисея, распространился среди иудеев во времена судей.
Унизив величие Творца Вселенной до роли покровителя отдельных местечек, вероотступники к тому же нарекли Его женой ханаанскую языческую богиню. Об этом свидетельствует рисунки на остраконах, найденных на Синае — мужская и женская фигуры, подписанные как «Яхве и его Ашера».
Книга Судей упоминает, что среди идолов в святилище Михи находился эфод — часть облачения иудейского первосвященника, символизирующее единство двенадцати колен израилевых с Творцом. Использование эфода в качестве магического талисмана, наряду с идолами, с одной стороны, доказывает, что израильтянин был знаком со Священной историей, а с другой — свидетельствует о его вероотступничестве. Такую же печальную картину религиозного заблуждения явило целое племя израильтян — колено Даново.
После смерти пророков Моисея и Иисуса Навина иудеи остались без вождей и стали претерпевать влияние соседей-язычников. Даже сохраняя память о Яхве, они низвели Его до положения одного из идолов в пантеоне. И современные научные исследования стали тому подтверждением.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.