Священника Михаила Шика и его жену Наталию Шаховскую называли удивительной супружеской парой. Шик был известен, как замечательный проповедник. А Наталия Дмитриевна поражала всех своим бесстрашием. «Изумительный синтез веры и культуры», — так говорят о них сегодня.
1918 год стал знаменательным для Михаила Шика по двум причинам. Он — представитель богатого еврейского рода — принял православие. А после крещения женился на правнучке декабриста — княжне Наталии Шаховской. Поселилась семья в Сергиевом Посаде.
В первые годы супруги были бездетны. Наталия мечтала о ребёнке, но врачи давали неутешительные прогнозы. По счастью, они не оправдались. И на свет появился сын Сергей. Медики предупредили молодую мать, что ей больше нельзя иметь детей, она может умереть. Но Наталия решила: «жизнь за жизнь — это не так уж дорого» и забыла про запреты.
После Сергея в семье родилась Маша. Наталия занималась воспитанием детей. А Михаил посвятил себя служению церкви. Митрополит Пётр рукоположил его в сан диакона. Наталия ждала третьего ребёнка, когда мужа неожиданно арестовали и сослали в Среднюю Азию. Дочь Лиза родилась без него. Для Наталии это было трудное время. С грудной Лизой она ездила в Москву и проводила экскурсии в музее. Домой возвращалась поздно вечером. А утром всё начиналось сначала. Но Шаховская не падала духом. Писала мужу в ссылку: «Дай Тебе Бог терпения. А я сквозь тоску о тебе часто чувствую себя счастливой, и знаю, что впереди радость свидания».
В письмах супруги так подробно рассказывали друг другу обо всём, что с ними происходило, что когда Наталия приехала навестить мужа, им показалось: разлуки не было. В ссылке Михаил принял сан священника. И вернувшись в Сергиев Посад начал служить в Воскресенско-Петропавловской церкви. А в семье вскоре появился ещё один сын.
Антирелигиозная пропаганда пропитывала страну всё сильней. Отцу Михаилу пришлось уехать из Посада. Шики оказались в Малоярославце, в буквальном смысле слова на улице. Найти жильё семье из семи человек — Наталия Дмитриевна уже родила пятого ребёнка — было невозможно. Им предложили купить дом всего за три тысячи рублей. Но не было денег. И тут произошло чудо. К отцу Михаилу явился знакомый, который принёс давным-давно забытый долг. Ровно три тысячи. На них и купили дом. В нём тайком от властей отец Михаил проводил богослужения. А на жизнь зарабатывал переводами с английского. Наталия Дмитриевна писала детские рассказы. Супруги даже выпустили совместную книгу об учёном Фарадее. На гонорар семья отправилась в путешествие по Москве-реке. Это был подарок детям.
Их воспитывали совсем не так, как советских ребятишек. Например, в Малоярославце семья перестала ходить в кино. Не потому, что родители были против кинематографа. Но кинотеатр находился в здании бывшего храма. И отец Михаил не хотел, чтобы дети участвовала в его осквернении. Даже газету «Пионерская правда» Шики не выписывали. Ведь в семье не было пионеров. Отец Михаил сам читал вслух по вечерам. Собравшись за круглым столом, дети слушали «Слово Божие», Пушкина и Толстого.
Отца Михаила снова арестовали в феврале 1937 года. Пришли днём, устроили обыск, нашли облачение, иконы, церковные книги. Уходя из дома навсегда, отец благословил детей и жену. С ней ему было суждено встретиться на другой день. Она ехала в Москву хлопотать о муже. В тот же вагон ввели отца Михаила. Всю дорогу они переговаривались взглядами, она что-то написала на стекле, муж ответил крестом — последним благословением.
Наталия Дмитриевна ждала мужа до 1942 года. Она умерла от туберкулёза, так и не узнав о расстреле супруга. Напоследок написала ему письмо: «Дорогой мой, бесценный друг. Всё ещё маячит надежда, что ты вернёшься, но мы уже не увидимся. Не надо об этом жалеть. Встретившись, расставаться было бы ещё труднее, а мне пора...». Тот, кому адресовалось эти строки уже пять лет лежал в общей могиле на Бутовском полигоне под Москвой.
Священник Михаил Шик и Наталия Шаховская сознательно шли по дороге веры. Они знали, что их ждёт трагический путь. Но вступив на него, были счастливы. Потому что сохранили и веру, и культуру, и любовь друг к другу.
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе