Как-то в англоязычном интернете я набрел на бурные споры вокруг памятника американскому хирургу XIX века Мэриону Симсу, которого называют «отцом гинекологии». Многие требуют снести этот памятник, поскольку к своим достижениям в области медицины Симс пришел в ходе экспериментальных операций над чернокожими рабынями. Одни при этом говорят, что он, подобно знаменитому нацисту доктору Менгеле, проводил варварские эксперименты над несчастными невольницами, другие — что это было экспериментальное лечение, в котором они нуждались и на которое были согласны.
Так или иначе, на такие эксперименты над белыми женщинами он в то время едва ли бы решился. Был ли он жестоким злодеем, или не больше чем просто человеком своей эпохи — вопрос, конечно, важный, но мы не станем на нем останавливаться.
Интереснее другое — никто, на основании этого примера, не считает, что медицина — зло, и что врачи вообще мучители и злодеи.
Хотя, по правде сказать, история медицины полна жестокости и страдания. Врачи практиковали болезненные методы лечения, эффективность которых была при этом сомнительной. Первые опыты с наркозом начались только в середине XIX века, но и в ХХ-том многие врачи считали, что боль — необходимый компонент медицинской практики.
Да и сейчас, при всем огромном прогрессе медицины, в сети можно постоянно наткнуться на различные жалобы.
Но в целом мы понимаем, что медицина — это одна из благороднейших человеческих профессий, и мы имеем все основания быть благодарными медицинским работникам. И тем, с кем мы имеем дело сейчас, и их предшественникам.
Когда некоторые культы рассказывают нам, что медики, на самом деле, великое зло (как, например, сайентологи очень ополчаются на психиатрию) — мы понимаем, что имеем дело с недобросовестной пропагандой.
Мы понимаем, что довод против медицины, основанный на примерах врачей-мучителей, логически ошибочен. На самом деле, любая человеческая деятельность, которая разворачиваемся в истории — медицина, наука, экономика, политика, что угодно еще — совершается грешными, склонными заблуждаться людьми.
Но этот же довод предлагается в качестве любимого аргумента против христианства. Мол, в истории христианства были люди, которые вели себя не лучшим образом — принуждали еретиков отречься «ради их вечного спасения», а упорствующих сжигали, изводили культуры аборигенов, чтобы силком навязать им свою веру и обычаи, и вообще в истории христианства (как и истории медицины, и истории науки) мы можем найти немало мрачных страниц.
Что же, они были грешными людьми своей эпохи. Мы можем только скорбеть об их поведении. Но это никак не служит аргументом против христианства — как и против медицины.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер