Как-то в англоязычном интернете я набрел на бурные споры вокруг памятника американскому хирургу XIX века Мэриону Симсу, которого называют «отцом гинекологии». Многие требуют снести этот памятник, поскольку к своим достижениям в области медицины Симс пришел в ходе экспериментальных операций над чернокожими рабынями. Одни при этом говорят, что он, подобно знаменитому нацисту доктору Менгеле, проводил варварские эксперименты над несчастными невольницами, другие — что это было экспериментальное лечение, в котором они нуждались и на которое были согласны.
Так или иначе, на такие эксперименты над белыми женщинами он в то время едва ли бы решился. Был ли он жестоким злодеем, или не больше чем просто человеком своей эпохи — вопрос, конечно, важный, но мы не станем на нем останавливаться.
Интереснее другое — никто, на основании этого примера, не считает, что медицина — зло, и что врачи вообще мучители и злодеи.
Хотя, по правде сказать, история медицины полна жестокости и страдания. Врачи практиковали болезненные методы лечения, эффективность которых была при этом сомнительной. Первые опыты с наркозом начались только в середине XIX века, но и в ХХ-том многие врачи считали, что боль — необходимый компонент медицинской практики.
Да и сейчас, при всем огромном прогрессе медицины, в сети можно постоянно наткнуться на различные жалобы.
Но в целом мы понимаем, что медицина — это одна из благороднейших человеческих профессий, и мы имеем все основания быть благодарными медицинским работникам. И тем, с кем мы имеем дело сейчас, и их предшественникам.
Когда некоторые культы рассказывают нам, что медики, на самом деле, великое зло (как, например, сайентологи очень ополчаются на психиатрию) — мы понимаем, что имеем дело с недобросовестной пропагандой.
Мы понимаем, что довод против медицины, основанный на примерах врачей-мучителей, логически ошибочен. На самом деле, любая человеческая деятельность, которая разворачиваемся в истории — медицина, наука, экономика, политика, что угодно еще — совершается грешными, склонными заблуждаться людьми.
Но этот же довод предлагается в качестве любимого аргумента против христианства. Мол, в истории христианства были люди, которые вели себя не лучшим образом — принуждали еретиков отречься «ради их вечного спасения», а упорствующих сжигали, изводили культуры аборигенов, чтобы силком навязать им свою веру и обычаи, и вообще в истории христианства (как и истории медицины, и истории науки) мы можем найти немало мрачных страниц.
Что же, они были грешными людьми своей эпохи. Мы можем только скорбеть об их поведении. Но это никак не служит аргументом против христианства — как и против медицины.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема