Нашей природе свойственна трагическая, гротескная раздвоенность; больше всего мы жаждем любви — но в то же время стремимся к эгоистическому самоутверждению, которое нас от любви отторгает. Молодые люди вступают в брак и клянутся в вечной преданости друг другу, а потом разводятся и делят мебель; политики все время говорят о мире, а планету все время потрясают войны; все говорят о справедливости, и каждый стремится к превосходству. В чем причина такой раздвоенности? Что за глубочайшая, неисцелимая рана зияет в человеческой природе?
Философы и психологи объясняют ее по-разному — твердые атеисты находят соперничество и враждебность естественным порождением Эволюции, а в проявлениях бескорыстной любви видят странную аномалию, которой трудно подыскать правдоподобное объяснение. Бессловесные скоты грызут друг друга, человек есть лишь сильно усовершенствовавшийся скот, и в том, что он грызет своих ближних, нет ничего удивительного.
Но другие видят все совершенно наоборот, и именно грызню находят аномалией; совесть говорит нам о том, что любовь есть нечто должное, в то время как ненависть — что-то противоестественное, порча, повреждение, отпадение от подлинной сущности и предназначения человека.
Убежденность в том, что мы созданы для любви и именно любовь соответствует нашей подлинной природе — находит подтверждение в Священному Писании. «Бог есть любовь» - говорит Апостол; любовь не есть просто наше субъективное переживание, это глубочайшая реальность, то, что по слову поэта «движет солнце и светила». Отсутствие любви — это трагический разрыв в самой ткани мироздания, симптом смертельной болезни, зияющая пропасть. Церковь называет это повреждение грехом; причина его в том, что человек злоупотребил своей свободной волей, поставив в центр своей жизни самого себя, а не Бога, выбрав эгоистичное самоутверждение, а не любовь, мятеж, а не доверие. Человек нанес — и продолжает наносить — глубочайшие раны и самому себе, и мирозданию в целом. Мир настолько глубоко поражен грехом, что сама мысль о том, что Бог есть любовь, становится неочевидна. Древние язычники вовсе не считали своих богов любящими или милосердными; современный атеист заявляет, что «мир полон кровью и слезами» и поэтому над ним нет никакого любящего Бога. Почему же Апостолы провозглашают любовь Божию с таким необоримым ликованием? Они жили в другом мире? Вовсе нет; окружавший их мир был еще более жестоким чем наш, их Учитель умер на кресте под насмешки толпы, они сами подвергались гонениям и большинство из них приняло насильственную смерть.
В чем был источник их уверенности в любви Божией? Апостол Иоанн говорит: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. (1Иоан.4:10)». Ему вторит Апостол Павел: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. (Рим.5:8)». Мы уверены в любви Божией, потому что Христос умер за нас.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема