Недавно меня спросили, что я думаю про планету Нибиру. Я не смог ответить на этот вопрос - я слышал это название в первый раз. Поискав в интернете, я узнал, что об этой планете впервые сообщила некая дама, которой инопланетяне сделали в мозгу имплант, через который сообщали ей всякие космические тайны. Потом тема была развита американским писателем Захарией Ситчиным, который заявил, что с планетой Нибиру имели дело в древнем Шумере. Эта планета, как уверяют, движется по вытянутой орбите и появляется между Марсом и Юпитером раз в 3600 лет. При каждом ее появлении представители обитающей там высокоразвитой цивилизации - анунаки - спускались на землю и контактировали с людьми. Прошлый раз они общались с жителями древней Месопотамии, и вот-вот должны появиться еще раз.
Профессиональные астрономы с поистине небесным терпением объясняют поклонникам космических тайн, что планеты с такой орбитой - тем более обитаемой - не может существовать. Но тщетно; книги Ситчина расходятся огромными тиражами, волнение по поводу ожидаемых вскорости пришельцев всерьез охватывает некоторых читателей.
Почему это так востребовано? Какой голод люди пытаются насытить этим продуктом? Это не знания - знаниями все это назвать нельзя даже по большой снисходительности. Это нечто другое - чувство чуда. Чувство встречи с чем-то, что гораздо больше нас самих, с чем-то удивительным и могущественным, способным преобразить нашу жизнь.
Люди так устроены - они ищут чуда и тайны, смысла и надежды. Но мы также падшие существа - и мы ищем всего этого не там, где могли бы найти.
Вот - величайшее и подлиннейшее чудо и тайна - сам Бог, Творец всех бесчисленных галактик нашей вселенной, нисходит в наш мир, чтобы стать Человеком и спасти нас от наших грехов. На каждой Литургии Бог таинственно прелагает Хлеб и Вино в Тело и Кровь, чтобы соединить нас с Собою. Мы оказываемся в таинственном присутствии Небесных Сил Бесплотных и вместе с ними воздаем хвалу Богу. С нами в храме пребывают Ангелы и Святые, исполненные сияния такой славы, что мы не перенесли бы его, если бы увидели.
Почему люди вместо этого ищут анунаков? Потому что Господь открывает нам врата невыразимой радости, но чтобы принять этот дар, мы должны перемениться - вернее, предаться Ему, чтобы Он переменил нас.
Но тут вылезает наше адамово несчастье - мы готовы скорее страдать по своей воле, чем утешаться по воле Божией. Нелепый и горестный мятеж, который побуждает нас искать какого-то утешения в “учениях различных и чуждых”, в явных, и при этом довольно унылых, выдумках, пытаться насытиться рожками, когда в доме у Отца для нас готов Пир.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.