Список аудио-треков категории «Азы православия»
№ | Название | Размер (MБайт) | Длительность (мин:сек) | ||
1 | Азы православия. Венчание | Скачать | 1.94 | 2:42 | |
2 | Азы Православия. Когда наступит конец света? Часть 1 | Скачать | 2.27 | 3:10 | |
3 | Азы Православия. Когда наступит конец света? Часть 2 | Скачать | 2.74 | 3:48 | |
4 | Что нужно знать венчающимся | Скачать | 3.83 | 4:00 | |
5 | Суеверия, связанные с венчанием | Скачать | 3.08 | 3:13 | |
6 | Восприемники | Скачать | 3.31 | 3:27 | |
7 | Светлая Седмица | Скачать | 4.11 | 4:17 | |
8 | Молитва Ефрема Сирина | Скачать | 3.11 | 3:14 | |
9 | "Освящается верба сия…" | Скачать | 3.54 | 3:41 | |
10 | Суточный круг церковного богослужения | Скачать | 4.16 | 4:20 | |
11 | У Святой Чаши - часть 1 | Скачать | 3.01 | 3:08 | |
12 | У Святой Чаши - часть 2 | Скачать | 3.13 | 3:15 | |
13 | Сколько раз в году причащаться? | Скачать | 3.26 | 3:24 | |
14 | Оглашенные | Скачать | 3.09 | 3:13 | |
15 | Чётки | Скачать | 3.43 | 3:34 | |
16 | Как готовиться ко Святому Причащению | Скачать | 3.38 | 3:31 | |
17 | Благословение | Скачать | 3.69 | 3:50 | |
18 | Пассия | Скачать | 3.5 | 3:39 | |
19 | Миром и елеем | Скачать | 3.87 | 4:02 | |
20 | Как научится ничего не бояться - часть 1. | Скачать | 3.48 | 3:38 | |
21 | Как научится ничего не бояться - часть 2. | Скачать | 2.93 | 3:03 | |
22 | Наша помощь усопшему | Скачать | 3.4 | 3:33 | |
23 | Церковная записка | Скачать | 1.16 | 1:13 | |
24 | Часы | Скачать | 3.92 | 4:05 | |
25 | Молитвенное правило - часть 1. | Скачать | 3.58 | 3:44 | |
26 | Молитвенное правило - часть 2. | Скачать | 3 | 3:07 | |
27 | Покаяние - часть 1. | Скачать | 3.2 | 3:20 | |
28 | Покаяние - часть 2. | Скачать | 3.05 | 3:11 | |
29 | О посте - часть 1 . | Скачать | 3.51 | 3:39 | |
30 | О посте - часть 2. | Скачать | 3.03 | 3:10 | |
31 | AzyPrav_Kak_molitsja-pri-nedostatke-vremeni | Скачать | 3.55 | 3:33 | |
32 | AzyPrav_Povedenie-v-Hrame | Скачать | 2.98 | 3:01 | |
33 | AzyPrav_Imeniny | Скачать | 3.21 | 3:09 | |
34 | AzyPrav_Natelny_krestik | Скачать | 3.47 | 3:27 | |
35 | AzyPrav_Cerkovnye_obrashhenija | Скачать | 2.45 | 2:25 | |
36 | AzyPrav_Moleben | Скачать | 3.11 | 3:14 | |
37 | AzyPrav_Kolokolny-zvon | Скачать | 2.85 | 2:55 | |
38 | AzyPrav_Kak-pravilno-krestitsja | Скачать | 3.83 | 3:45 | |
39 | AzyPrav_cerkovnaja_zapiska | Скачать | 3.29 | 3:12 | |
40 | AzyPrav_Svecha | Скачать | 3.17 | 3:16 |
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема