Сегодня 7 января. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. О традициях Рождества в Норвегии, — священник Александр Волохань.
Псалом 97. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. С какими эмоциями у нас ассоциируется Божий суд? Кто-нибудь скажет, что вопрос неправомерен, ведь мы сегодня привыкли к тому, что у каждого из нас своё мнение, своя правда. И всё же последний суд неслучайно веками назывался страшным, потому что большинство людей всегда ассоциировало его не только со строгостью, беспристрастностью, но и с осуждением. Но с чем же должен ассоциироваться этот суд для христиан?
Ответить на этот вопрос помогает 97-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 97.
1 Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу.
2 Явил Господь спасение Своё, открыл пред очами народов правду Свою.
3 Вспомнил Он милость Свою к Иакову и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего.
4 Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;
5 пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;
6 при звуке труб и рога торжествуйте пред Царём Господом.
7 Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;
8 да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы
9 пред лицом Господа, ибо Он идёт судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно.
В наши дни не нужно быть специалистом в области греческой или римской мифологии, чтобы узнать в изображении женщины с завязанными глазами, с весами в одной руке и мечом в другой, Фемиду или Юстицию — языческую богиню правосудия. Её изображения в скульптурном или графическом виде размещают сегодня рядом со зданиями суда, чтобы подчеркнуть, что суд должен быть беспристрастным и не должен смотреть на лица. Перед законом все равны, и он, хотя и с учётом всех обстоятельств дела, как отягощающих, так и смягчающих, должен действовать автоматически, не принимая во внимание личных предпочтений судьи. И обычно, такая беспристрастность и неотвратимость суда людей страшит.
В Священном Писании Бог тоже нередко называется нелицеприятным и о Нём говорится, что Он не смотрит на лица. Однако, странным образом в псалме, который мы сегодня услышали, весть о суде рождает в псалмопевце совершенно иные эмоции. Его песнь — это ликование о Боге Спасителе и Победителе. Фраза «явил Своё спасение» не должна смущать, потому что речь, конечно, идёт не о спасении Самого Бога от какой-то беды, но о спасении, которое совершает Бог, спасая людей. Но над кем же победа и от кого спасение? Весь контекст Писания говорит, что главные враги человека — грех и смерть. И хотя в самом псалме Давид, скорее всего, говорит о какой-то конкретной исторической победе иудеев, в его словах мы видим пророчество о том, что в итоге произойдёт в Новом Завете и действительно станет поводом для радости не только иудеев и не только их земли, но всех людей и всего живого. Так что не будет места на земле, которое не имело бы отношения к Царству Божьему и к Его победе.
Впрочем, по слову псалма победа таинственным образом связана с судом. Бог — Спаситель и Победитель приходит судить вселенную по Своей святости и народы по правде. Но почему же земля должна ликовать от Его прихода? Почему не страшиться и не трепетать от ужаса? Потому что Божья беспристрастность особенная, это не беспристрастность автоматическая, для которой все одинаково чужды... Божий суд — это суд любви и Он не смотрит на лица, не делит людей на своих и чужих, потому что в Его любви есть место всем, все для Него свои.
Должен ли быть страшен в таком случае Его суд? Не должен, но может... Ведь страшно отказаться от такой любви, закрыться от неё и не ответить взаимностью. Страшно не полюбить так, как призывает Господь, страшно оказаться недостойным. И всё же важно помнить, что судит Бог не за результат, ведь иначе все погибли, а за процесс, за устремление, за борьбу, в которой есть место надежде. Он, несомненно, Судия, но желающий не погубить, а спасти.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 271 зач., V, 1-8;
и за пятницу (под зачало): 1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28;

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Едва ли можно найти человека, которому никогда не хотелось бы хоть немного, с самого края, приподнять покров времени и заглянуть в будущее.
Сегодня в храмах звучат слова из 5-й главы первого послания апостола Павла к Солунянам, где он даёт неожиданный ответ на этот запрос.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
Что же за ответ предлагает апостол своим читателям — интересующихся очень сильно «временами и сроками» — когда именно придёт Христос Спаситель и наступит Его благословенное царство на земле? Ответ апостола многогранен. В нём есть 4 ярких метафоры, каждая из которых очень важна для понимания.
1-я метафора — День Господень придёт, как «тать нощью» — то есть как вор в самый сладкий момент сна хозяев. Этот образ может показаться каким-то странным: неужели Бог хочет «подловить» человека в самый момент предельной уязвимости? Конечно же, нет: здесь речь о том, что для тех, кто привязан к иллюзиям контроля, Пришествие Христа переживается как... кража: будущее как бы «ворует» привычное, «одомашненное» время. Но для тех, кто бодрствует, это Пришествие — долгожданное воплощение ожидаемого: приятная неожиданность остаётся, а вот паника исчезает.
Вторая метафора — «мука родами». Эта метафора снимает кажущийся карающим акцент первой: речь о родах нового. Роды неизбежны, болезненны, но и плодотворны; их невозможно избежать не потому, что Бог жаждет наказать, а потому, что новое творение прорывается, оно не может не разродиться!
Третий образ апостол описывает в виде «сынов дня» и «сынов ночи». Христианская нравственность определяется тем, что верному Христу нечего таиться и скрывать: христиане во всём поступают «по‑дневному» — ибо принадлежат дню.
И, наконец, четвёртая метафора — образ «брони» и «шлема», в которые прежде всего должен облачиться всякий верующий. Броня — это вера и любовь, а шлем — надежда спасения: триада вера—любовь—надежда вовсе не «украшение», а снаряжение для трезвения — без которого выстоять в «ночи» и не быть сваленым мороком сна просто невозможно.
Как мы видим, апостол не даёт прямого ответа на запрос солунян о «временах и сроках»: он делает нечто гораздо более важное. Вместо «календаря», куда можно было бы «подглядывать» он предлагает... компас — руководствуясь которым сам вопрос о «временах» оказывается праздным и малозначащим: были бы вы как следует готовы в любой момент — и однажды достойная награда вас найдёт без всякого сомнения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Обследование поможет врачам подобрать нужное лечение для Златы

Ещё недавно Злата уверенно отбивала мяч на турнирах по волейболу и настраивала свою команду на победу. Ей 14 лет, девушка привыкла быть активной и больше всего её вдохновляли занятия спортом. Почи всё свободное время после учёбы в школе она посвящала тренировкам. Но вот уже больше года у Златы такой возможности нет.
В мае 2024 года здоровье девушки ухудшилось. Выяснить причины таких изменений никак не удавалось. Потом так случилось, что Злата попала в аварию. Она не пострадала, но на обследовании в больнице врачи увидели в её головном мозге опухоль. «Самым трудным было в той ситуации не паниковать и сохранять спокойствие», — вспоминает Злата.
Вскоре девушке провели операцию, и она пошла на поправку. Однако вернуться к полноценной жизни и спортивным тренировкам Злата всё ещё не может. В её головном мозге остаются образования, которые требуют пристального наблюдения. На данном этапе девушке важно пройти дорогостоящее обследование. Это позволит врачам определить дальнейшие шаги в лечении.
Поддержите Злату из Воронежа на сайте фонда «ДоброСвет». И пусть её жизнь вновь заиграет яркими красками!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







