
Апостол Пётр
2 Пет., 64 зач., I, 1-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кто из нас не слышал выражения «Бог в душе». Обычно церковными людьми оно воспринимается как отговорка и признак духовной лени, а нецерковными, наоборот, как признак неформальной личной веры. Очевидно, вера — явление, во-первых, духовное, а, во-вторых, действительно личное. Но означает ли это, что она не должна никак выражаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Второго соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь
Первое и самое важное, что стоит уточнять, когда речь идёт о вере в душе, есть ли в ней хоть какая-то конкретика. Если есть, её можно обсуждать, если же нет, то и говорить всерьёз не о чем. Ведь не будем же мы воспринимать всерьёз утверждение человека, который говорит, что любит поэзию, если он не может назвать ни одного поэта и не помнит наизусть ни одного стихотворения. В душе можно быть музыкантом, художником, кем угодно, но никто в здравом уме не будет утверждать, что он таков, если он не умеет играть ни на одном инструменте и ни разу в жизни не написал ни одной картины. Душа самым непосредственным образом связана с телом, и, если в душе человека живёт любовь или, напротив, ненависть, это будет заметно по его поведению. То же самое можно сказать о вере. Сегодня в России на законодательном уровне утверждается свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никой. Поэтому в самой по себе так называемой «вере в душе» нет проблем. Они начинаются там, где человек утверждает, что он христианин, но верит во Христа в душе, никак не проявляя этой веры на практике. Кажется, что и для этого нет никаких формальных препятствий, но всё же, если быть честным, какое-то из этих двух утверждений оказывается ложным. Хотя бы потому, что сама суть христианства заключается в том, что вера должна преобразить жизнь.
Так прозвучавший сегодня отрывок из послания апостола Петра начинается с предложения, в котором трижды упомянут Иисус Христос. Приветствие, которое Пётр обращает к читателям, не оставляет сомнений в том, кого апостол ставит в центр своего благовестия. Причём благовестия в плане вероучения не размытого, а очень конкретного. При этом уже второе предложение содержит именно практический призыв: он говорит — раз от Божественной силы Иисуса вам дано всё необходимое для благочестивой жизни, так что вы стали причастниками Божественного естества, постарайтесь показать в вашей вере добродетель. И речь не просто о необходимости творить добрые дела, но сохранять также нравственную чистоту, которая, постепенно развиваясь, воплощается в деятельной любви.
Если же этого не происходит, человек, по мысли апостола Петра, слеп и закрыл глаза, ведь действительная вера во Христа не может быть сокрыта от других. Наверное, не всегда она может проявляться в плане проповеди или явных разговоров, ведь человек может не чувствовать в себе сил говорить о своей вере подробно. Но в плане практической жизни проявление веры важно для каждого, ведь дела, в свою очередь, ведут к ещё более глубокому познанию Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







