Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла


1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто ли мы задумываемся над тем, что наше поведение влияет на окружающих людей, как и их поведение влияет на нас? Кажется, живём и живём — мы же взрослые люди и сами решаем, как себя вести. Это дети всё время берут пример с взрослых, но взрослые на то и взрослые, что поступают по собственному усмотрению. Но так ли это на самом деле? Так ли самостоятельны мы в нашем поведении и должны ли думать о том, каким служим примером? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й и 9-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 8.

8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Глава 9.

Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

В сегодняшнее воскресенье по традиции Церковь вспоминает Страшный суд. Во время литургии читается специальный Евангельский отрывок, в котором Христос рассказывает о том, как суд будет проходить и какими будут его критерии. На фоне эпичной картины суда и тех явных поступков, о наличии или отсутствии которых Спаситель напоминает людям, стоящим от него по правую или по левую сторону, сегодняшние рассуждения апостола могут показаться какими-то странными, относящимися к частным проблемам коринфян первого века. Но так ли это на самом деле?

Формально причина беспокойства апостола в следующем. Когда язычники приносили жертвы идолам, часть мяса сжигали, а часть оставляли для того, кто жертвовал. Считалось, что эта пища в некоторой степени соединяет человека с тем, кому он её приносит. В свою очередь для иудеев, строжайшим образом запрещавших идолопоклонство, вся подобная пища, как принесённая идолам, была нечистой и совершенно недопустимой. Апостол Павел, как тот, кто начал проповедовать язычникам, решал вопрос радикально: если Бог один, значит никаких языческих богов не существует. Если их нет, значит идоложертвенная пища — это просто пища. Сознанием самих язычников это утверждение принималось не сразу. Кому-то легко было поверить, что тот, кого ты считал богом, просто фантазия, а его идол просто творение человеческих рук, а кто-то мучился сомнениями. Причём, сомневались такие люди не в выборе веры, но именно в том, что идолы больше ничего не значат. Даже доверяя истинному Богу, они опасались, что какая-то, хотя бы и минимальная причастность идолам, будет для них вредна. Впрочем, были и те, кто настолько доверял апостолу, что совершенно переставал переживать за подобные вещи и спокойно ел всё, что продавалось на рынке. Проблема была не в разных подходах, которые всегда были, есть и, наверное, будут. Проблема в том, что одни верующие могут смущать своим поведением других верующих. И это выводит апостольский отрывок на совершенно иной уровень значимости. Проблема идоложертвенной пищи действительно потеряла свою актуальность. Но не потеряла своей актуальности забота о нравственном состоянии ближнего. В отличие от нас для апостола совершенно очевидно, что взрослые тоже в значительной мере в своём поведении зависят от примеров, которые видят вокруг. Нам кажется, что каждый сам отвечает за своё поведение и в большей степени — это так и есть. Однако люди ориентируются друг на друга, склоняются ко греху, когда видят грех другого, и пытаются жить праведно, если видят праведные примеры. Как христиане, мы призваны не только совершать добрые и не совершать злые дела, нам важно думать также о том, как наша деятельность выглядит, чтобы не стать дурным примером для человека, нетвёрдого в вере.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Последние записи

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

Самая страшная ложь. Анна Жарая

Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это…

29.04.2024

Праздник непослушания. Анна Жарая

Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать…

29.04.2024

Правило полностью. Анна Жарая

В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой…

29.04.2024

This website uses cookies.