1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто ли мы задумываемся над тем, что наше поведение влияет на окружающих людей, как и их поведение влияет на нас? Кажется, живём и живём — мы же взрослые люди и сами решаем, как себя вести. Это дети всё время берут пример с взрослых, но взрослые на то и взрослые, что поступают по собственному усмотрению. Но так ли это на самом деле? Так ли самостоятельны мы в нашем поведении и должны ли думать о том, каким служим примером? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й и 9-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
В сегодняшнее воскресенье по традиции Церковь вспоминает Страшный суд. Во время литургии читается специальный Евангельский отрывок, в котором Христос рассказывает о том, как суд будет проходить и какими будут его критерии. На фоне эпичной картины суда и тех явных поступков, о наличии или отсутствии которых Спаситель напоминает людям, стоящим от него по правую или по левую сторону, сегодняшние рассуждения апостола могут показаться какими-то странными, относящимися к частным проблемам коринфян первого века. Но так ли это на самом деле?
Формально причина беспокойства апостола в следующем. Когда язычники приносили жертвы идолам, часть мяса сжигали, а часть оставляли для того, кто жертвовал. Считалось, что эта пища в некоторой степени соединяет человека с тем, кому он её приносит. В свою очередь для иудеев, строжайшим образом запрещавших идолопоклонство, вся подобная пища, как принесённая идолам, была нечистой и совершенно недопустимой. Апостол Павел, как тот, кто начал проповедовать язычникам, решал вопрос радикально: если Бог один, значит никаких языческих богов не существует. Если их нет, значит идоложертвенная пища — это просто пища. Сознанием самих язычников это утверждение принималось не сразу. Кому-то легко было поверить, что тот, кого ты считал богом, просто фантазия, а его идол просто творение человеческих рук, а кто-то мучился сомнениями. Причём, сомневались такие люди не в выборе веры, но именно в том, что идолы больше ничего не значат. Даже доверяя истинному Богу, они опасались, что какая-то, хотя бы и минимальная причастность идолам, будет для них вредна. Впрочем, были и те, кто настолько доверял апостолу, что совершенно переставал переживать за подобные вещи и спокойно ел всё, что продавалось на рынке. Проблема была не в разных подходах, которые всегда были, есть и, наверное, будут. Проблема в том, что одни верующие могут смущать своим поведением других верующих. И это выводит апостольский отрывок на совершенно иной уровень значимости. Проблема идоложертвенной пищи действительно потеряла свою актуальность. Но не потеряла своей актуальности забота о нравственном состоянии ближнего. В отличие от нас для апостола совершенно очевидно, что взрослые тоже в значительной мере в своём поведении зависят от примеров, которые видят вокруг. Нам кажется, что каждый сам отвечает за своё поведение и в большей степени — это так и есть. Однако люди ориентируются друг на друга, склоняются ко греху, когда видят грех другого, и пытаются жить праведно, если видят праведные примеры. Как христиане, мы призваны не только совершать добрые и не совершать злые дела, нам важно думать также о том, как наша деятельность выглядит, чтобы не стать дурным примером для человека, нетвёрдого в вере.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.