
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто ли мы задумываемся над тем, что наше поведение влияет на окружающих людей, как и их поведение влияет на нас? Кажется, живём и живём — мы же взрослые люди и сами решаем, как себя вести. Это дети всё время берут пример с взрослых, но взрослые на то и взрослые, что поступают по собственному усмотрению. Но так ли это на самом деле? Так ли самостоятельны мы в нашем поведении и должны ли думать о том, каким служим примером? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й и 9-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
В сегодняшнее воскресенье по традиции Церковь вспоминает Страшный суд. Во время литургии читается специальный Евангельский отрывок, в котором Христос рассказывает о том, как суд будет проходить и какими будут его критерии. На фоне эпичной картины суда и тех явных поступков, о наличии или отсутствии которых Спаситель напоминает людям, стоящим от него по правую или по левую сторону, сегодняшние рассуждения апостола могут показаться какими-то странными, относящимися к частным проблемам коринфян первого века. Но так ли это на самом деле?
Формально причина беспокойства апостола в следующем. Когда язычники приносили жертвы идолам, часть мяса сжигали, а часть оставляли для того, кто жертвовал. Считалось, что эта пища в некоторой степени соединяет человека с тем, кому он её приносит. В свою очередь для иудеев, строжайшим образом запрещавших идолопоклонство, вся подобная пища, как принесённая идолам, была нечистой и совершенно недопустимой. Апостол Павел, как тот, кто начал проповедовать язычникам, решал вопрос радикально: если Бог один, значит никаких языческих богов не существует. Если их нет, значит идоложертвенная пища — это просто пища. Сознанием самих язычников это утверждение принималось не сразу. Кому-то легко было поверить, что тот, кого ты считал богом, просто фантазия, а его идол просто творение человеческих рук, а кто-то мучился сомнениями. Причём, сомневались такие люди не в выборе веры, но именно в том, что идолы больше ничего не значат. Даже доверяя истинному Богу, они опасались, что какая-то, хотя бы и минимальная причастность идолам, будет для них вредна. Впрочем, были и те, кто настолько доверял апостолу, что совершенно переставал переживать за подобные вещи и спокойно ел всё, что продавалось на рынке. Проблема была не в разных подходах, которые всегда были, есть и, наверное, будут. Проблема в том, что одни верующие могут смущать своим поведением других верующих. И это выводит апостольский отрывок на совершенно иной уровень значимости. Проблема идоложертвенной пищи действительно потеряла свою актуальность. Но не потеряла своей актуальности забота о нравственном состоянии ближнего. В отличие от нас для апостола совершенно очевидно, что взрослые тоже в значительной мере в своём поведении зависят от примеров, которые видят вокруг. Нам кажется, что каждый сам отвечает за своё поведение и в большей степени — это так и есть. Однако люди ориентируются друг на друга, склоняются ко греху, когда видят грех другого, и пытаются жить праведно, если видят праведные примеры. Как христиане, мы призваны не только совершать добрые и не совершать злые дела, нам важно думать также о том, как наша деятельность выглядит, чтобы не стать дурным примером для человека, нетвёрдого в вере.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Радость и пост». Священник Максим Гортинский, Алексей Свиридов, Елена Смаглюк
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик Никольского храма поселка Володарский Московской области, музыкант, священник Максим Гортинский, актер, режиссер Алексей Свиридов и культуролог Елена Смаглюк размышляли о том, что такое радость и можно ли христианину стремиться к радости в период Рождественского поста. Почему пост часто ассоциируется с печалью, как это соотносится с общим настроением приближающихся праздников и как достойно пройти период поста и приготовиться к встрече Рождества Христова.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Торнтон Уайлдер «Наш городок» — «Ежедневное чудо»

Фото: PxHere
В 1943 году американский драматург и писатель Торнтон Уайлдер написал пьесу «Наш городок». Первые два акта посвящены повседневной жизни двух семей. Мальчик и девочка живут по соседству — Эмили и Джордж вместе делают уроки, уплетают мороженое, вырастают, влюбляются. Второй акт пьесы заканчивается свадьбой.
А третий акт начинается с того, что Эмили на кладбище наблюдает за собственными похоронами. Нет, это совсем не триллер, и пьеса вовсе не про привидения. Задумка автора в другом.
Помощник Режиссёра (загадочный персонаж, который знает всё обо всех) в ответ на её просьбу разрешает Эмили вернуться в свою жизнь на один день. Эмили возвращается в прошлое, в свой четырнадцатый день рождения. Вне себя от восторга, она бросается к матери, но та, мимоходом её поцеловав, занимается обычными делами. Опечаленная Эмили просит: «Мама! Мама! Посмотри на меня! Ну хоть одну минутку! Посмотри, как будто в самом деле меня видишь».
В этом вся беда — мать на самом деле едва замечает Эмили. Она просто не в силах понять, что сейчас переживает её дочь. Ведь для уже умершей Эмили этот день — величайший дар, а для матери — он обычен.
Многие из нас ищут чудес, а чудеса происходят каждый день. Каждый восход солнца — это чудо. Каждая минута жизни — это дар Божий. «Есть ли люди, которые осознают это, пока живы?» — спрашивает Эмили у Помощника Режиссёра.
И как этому научиться? — можем добавить мы. Архимандрит Сергий (Шевич), известный подвижник двадцатого столетия, советует проживать каждый день так, чтобы он вобрал в себя важность всей нашей жизни. Попробуем? Тогда рассеется серость повседневности, и мы сможем наконец-то разглядеть его — чудо повседневной жизни.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Что запомнить? Ольга Кутанина
У каждого из нас есть яркие воспоминания из детства. Любимая игрушка на новогодней ёлке. Улыбка мамы. Прогулка с папой после работы. А, может быть, чай с беляшами у бабушки.
Когда бывает трудно, достаточно восстановить в памяти радостные моменты из детства. У меня от таких воспоминаний сердце наполняется благодарностью Богу, уныние отступает, и легче идти вперёд.
Помню, как приезжала на море к бабушке ночью на поезде. Бабушка ждала меня на вокзале в свете фонаря. Обнявшись, мы шли к её дому. Много говорили по дороге, но было очень поздно и сонно. Ложились, чтобы поспать несколько часов до утра. А на заре слышала, как дворник мёл под окном листья платана, ко мне в комнату врывался свежий ветер, поднимал тюль до потолка, а на старом лакированном шкафу приёмник пикал три раза: «В эфире радио Маяк». Охватывало ощущение счастья и бесконечного лета впереди.
С тех пор прошло много лет. Бабушки уже нет в живых. И приёмника нет: радио Маяк в её квартире больше не звучит. Но если я приезжаю в тот дом и утром просыпаюсь под звук метлы и шороха сухой листвы платана, то снова и снова окунаюсь в ощущение радости, будто попала в детство. А если ещё и ветер поднимет тюль, тут уж просто чувство дежавю. Хочется ущипнуть себя и проверить, не сон ли это?
В детстве мы открыты для радости. Даже те, у кого было трудное детство, как у моей бабушки, хранят крупицы светлых воспоминаний о нём. У детей есть умение довольствоваться малым и благодарить. А ещё верить, что добро, в конце концов, обязательно победит. Может быть, именно поэтому Господь так любит детей и говорит: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».
А ещё дети не злобивы. Смотрю на своих и удивляюсь, как же быстро они могут восстановиться после обиды или ссоры! Поплачут горько. Посетуют. Выслушаю их. Если надо, помогу. И уже спустя несколько минут они опять весело играют, даже со своим обидчиком.
Отец Артемий Владимиров советует нам быть, как вода спокойной реки: бросили в неё камень, разошлись круги, а через несколько мгновений поверхность снова гладкая.
Мне кажется, что самое главное качество, которое стоит взять с собой из детства и сохранить на всю жизнь, — это умение надолго запоминать хорошее и быстро забывать плохое. Так уподобляться детям, которых сеть Царство Небесное.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение











